Морской поисково-спасательный самолет Ту-16С (НС).
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1957 г.
Начало работ по созданию самолета-спасателя для ВМФ на базе Ту-16 относится к 1955 году. 26 декабря 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР, которое обязывало МАП в III квартале 1956 года оборудовать Ту-16 самоходной спасательной лодкой и предъявить его на государственные испытания в I квартале 1957 года.
Спасательную лодку проектировало и строило Министерство судостроительной промышленности. Работы по переоборудованию самолета Ту-16 в самолет-спасатель проводились в ОКБ А.Н.Туполева, в его Томилинском филиале под руководством И.Ф.Незваля. Спасательная радиоуправляемая лодка должна была подвешиваться под фюзеляжем Ту-16, на котором устанавливалась радиоаппаратура для определения местонахождения кораблей, самолетов, людей, терпящих бедствие на море. Система спасения должна была работать следующим образом: экипаж самолета посредством бортовой РЛС определял место бедствия, после чего сбрасывалась спасательная лодка. Дистанционно, по радиосигналу, запускался двигатель лодки и она в автоматическом режиме должна была идти на радиосигналы, подаваемые терпящим бедствие объектом.
ОКБ пришлось очень тесно сотрудничать с кораблестроителями, проектировавшими лодку, и с разработчиками достаточно сложной системы радиоуправления. Совместно определялись обводы бортов лодки, примыкающих к фюзеляжу, а также конструкция узлов подвески. К концу 1950-х годов система успешно прошла испытания на КЧФ и была принята на снабжение Авиации ВМФ. Самолеты-спасатели переоборудовались в 1960-е годы из находившихся в эксплуатации Ту-16Т силами серийных заводов. В производстве самолет получил обозначение «заказ 454», в эксплуатации — Ту-16С («НС»). Основная часть Ту-16С поступила на КСФ, где эксплуатировалась до конца 1980-х годов. Последние Ту-16С сняли с эксплуатации как раз перед катастрофой атомной подводной лодки «Комсомолец». Возможно, если бы эти самолеты-спасатели находились в строю, мероприятия по спасению экипажа лодки закончились бы иначе.
В первоначальном варианте (на начало 1960-х годов) система на основе самолета Ту-16С предназначалась для поиска и оказания помощи экипажам самолетов и кораблей, терпящим бедствие на море, поиска и оказания помощи космонавтам, совершившим посадку на море. В состав системы, помимо самолета-носителя, входили:
-телеуправляемая самоходная лодка;
-контейнеры типа КАС-90 снаряженные спасательным оборудованием;
-аппаратура радиоуправления «Лодка-М»;
-аппаратура поиска и наведения «Приток» и «Штырь-2».
Система спасения имела следующие характеристики:
-дальность поиска пострадавших или приводнившихся по аварийным радиосредствам — 60-100 км:
-дальность оказания помощи пострадавшим при известном месте аварии или приводнения — 2000 км;
-дальность оказания помощи пострадавшим или приводнившимся с их поиском в течение трех часов — 1000 км.
Спасательная лодка имела следующие данные:
-масса с парашютной системой — 3400 кг;
-пассажировместимость — 20 чел;
-скорость хода лодки — 15 км/ч;
-мореходность лодки -4-5 баллов;
-дальность автономного плавания — 1500 км;
-автономность по запасам пищи и воды на 20 человек — 4 суток;
-мощность двигателя лодки — 40 л.с.
В окончательной конфигурации система несколько отличалась по своему составу и данным от первоначального варианта. На самолете под фюзеляжем (между шпангоутами 27 и 49) подвешивалась спасательная лодка «Фрегат» кормой вперед по полету. Лодка имела водоизмещение 4200 кг, массу 3300-3400 кг и была рассчитана на 15 человек. Максимальная скорость хода лодки составляла 13,9 км/ч. Вместо «Фрегата» можно было использовать спасательные контейнеры КАС-90. На самолете устанавливалась поисковая аппаратура РПМ-С, предназначенная для приема сигналов аварийных радиомаяков типа «Опушка». Аппаратура РПМ-С сопрягалась с РБП-4. Для управления лодкой на самолете монтировалась аппаратура радиоуправления «Рея-С», на лодке — «Рея-Л».
При выполнении спасательной операции аппаратура РПМ-С использовалась совместно с РБП-4. На маршруте полета в район цели задействовалась РЛС РБП-4. При подходе к цели на дальность действия «Опушки» включалась РПМ-С. Производился поиск потерпевшего бедствие объекта. Засекался сигнал «Опушки», самолет совершал облет цели и сбрасывал лодку. После приводнения лодки штурман экипажа осуществлял наведение спасательной лодки на пострадавших с помощью аппаратуры «Рея». В процессе корректировки выхода лодки на объект могли участвовать пострадавшие: по радиосигналам через систему «Рея-Л» происходила корректировка курса спасательной лодки.
Спасательная система, созданная на базе самолета Ту-16, многократно и с успехом использовалась советскими ВМС в различных спасательных операциях на море.
В 1970-е годы несколько Ту-16С по заказу ВМФ переоборудовали в противолодочные поисковые самолеты Ту-16СП. На этих машинах в грузоотсеке устанавливался мощный поисковый радиолокатор по типу Ту-142, позволявший вести поиск подводных лодок в надводном положении или под перископом, а также надводных кораблей. Самолет мог вооружаться противолодочными торпедами и оснащаться сбрасываемыми гидробуями. Ту-16СП по своему назначению оказался близок к Ту-142, но имел значительно меньшую дальность и возможное время барражирования. С принятием на вооружение самолетов Ту-142 и его модификаций потребность в Ту-16СП отпала.
Начиная с 1965 года, на серийных заводах в спасатели было переоборудовано большинство Ту-16Т.
ЛТХ:
Модификация: Ту-16С
Размах крыльев, м: 32,99
Длина, м: 34,80
Высота, м: 10,36
Площадь крыла, м2: 164,65
Масса, кг
-пустого самолета: 37730
-нормальная взлетная: 72000
-максимальная взлетная: 79000
Топливо, кг: 36000
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс: 2 х 9500
Скорость, км/ч
-максимальная: 992
-крейсерская: 842
Перегоночная дальность, км: 7200
Боевой радиус действия, км: 3050
Практический потолок, м: 15000
Экипаж, чел: 7
Ту-16С на стоянке.
Взлет Ту-16С с катером «Фрегат».
Ту-16С в полете.
Спасательный катер «Фрегат», применявшийся с Ту-16С.
Катер «Фрегат» во время проверки на остойчивость.
Ту-16С с катером «Фрегат». Схема.
.
.
Список источников:
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
АКО. Владимир Ригмант. Реактивный долгожитель.
Крылья Родины. В.Сидоров. Дальний реактивный «Ту».
Авиация и Родина. Ефим Гордон, Владимир Ригмант, Виктор Кудрявцев, Андрей Совенко. Легендарный Ту-16.
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Ту-16 — самолет-эпоха.
Николай Якубович, Анатолий Артемьев. Туполев Ту-16. Дальний бомбардировщик и ракетоносец.
Роман Астахов. Русская Сила. Дальний бомбардировщик и ракетоносец Ту-16.