Планер ОКА-2.
Разработчик: О.К.Антонов
Страна: СССР
Первый полет: 1926 г.
Планер «Голубь» стал для Антонова стартовой площадкой в большую авиацию, но для этого еще предстояло получить соответствующее образование и пройти большую школу в зарождавшемся советском планеризме. В 1925 году Антонов поступил в Ленинградский политехнический институт на авиастроительный факультет. Но Олег, будучи в Ленинграде, не забросил своих связей с Саратовом. Во время летних каникул Олег регулярно возвращается в свой город. Здесь продолжают работать товарищи над конструкцией его второго планера ОКА-2. Построенный по чертежам Антонова, этот планер гораздо совершеннее «Голубя». И если «Голубь» в Коктебеле только прыгал, но не летал, теперь ребята были уверены — ОКА-2 обязательно полетит.
Планер ОКА-2 представлял из себя высокоплан с четырьмя подкосами и фермой вместо фюзеляжа. Конструкция планера явилась основой для создания в дальнейшем планеров «Стандарт I» и «Стандарт II». Первые полеты (в мае 1926 г.) длились 25-30 секунд, дистанция полетов достигала 300 метров.
Жарин бугор — так он назван на карте Саратовской области. В разговорах же его нередко называют еще Жаринов, а то и Жареный. Здесь, на северо-западном склоне Жарина Бугра, летом 1926 года, знаменитый авиаконструктор Олег Константинович Антонов, которому в ту пору исполнилось 19 лет, испытывал свой второй планер. Этот летательный аппарат был построен за время каникул и никак не хотел парить, он только подпрыгивал и пролетал всего по несколько метров, поскольку крыло, обтянутое хлопчатобумажной тканью мадапаламом, «не держало» его в воздухе. Вот запись Антонова тех дней:
«Ребята бегут так, будто от этого зависит спасение их жизни. Сверкают подошвы, до блеска натертые сухой травой. Планер быстро катится под уклон на своих деревянных колесах, сделанных из кругов венских стульев. Я стремлюсь облегчить разбег, давая ручку от себя, потом резко беру полностью на себя. Планер вяло отделяется от земли и, пропланировав десяток метров, тяжело плюхается, со скрипом и стуком ползет по щербатому склону Жареного бугра.
Обессиленные, мы возвращаемся к палатке. Ни разговоров, ни смеха. Просто недоумение. Мне, как конструктору планера, и досадно, и стыдно. Но ведь планер построен правильно! Он должен летать! В чем же дело?.. А он только прыгает.»
Аппарат полетел, когда обшивку крыла пропитали клейстером. Оказывается, все дело заключалось в том, что полотно, обтягивавшее крылья, было ни чем иным, как редким мадаполамом (Мадаполам — легкая хлопчатобумажная ткань. Переплетение — полотняное. Сырьем для неё служит миткаль. Используется для нательного и постельного белья. Плотность составляет 40 x 31 нити на 1 см). Воздух при движении проходил сквозь него, как сквозь сито, не создавая подъемной силы. Достаточно было покрыть материал тонким слоем клейстера, чтобы все поры закрылись. Тоже крыло немедленно обрело подъемную силу, вполне достаточную для полета.
На планере совершили семнадцать полетов. На 18-м полете 14-летний кружковец Боря Урлапов (впоследствии известный конструктор транспортных планеров) потерял на развороте скорость — планер ткнулся крылом в землю и скапотировал, осторожно выбросив на землю «седока», как неопытного наездника. После этого планер восстановлению не подлежал.
Олег Антонов на планере ОКА-2. Саратов, 1926 г.
.
.
Список источников:
Николай Калашников. Планерная биография Олега Антонова.
Николай Якубович. Неизвестный Антонов.
В.Д.Захарченко. Олег Антонов (серия «Жизнь замечательных людей).