Многоцелевой арктический гидросамолет АРК-3.

Разработчик: И.В.Четвериков
Страна: СССР
Первый полет: 1935 г.

Интенсивное освоение полярных морей для транспортных перевозок требовало подробной и оперативной информации о ледовой обстановке. Такую информацию ледоколам и транспортным судам, помимо постоянных метеостанций, могла дать только авиация. Разработку морского дальнего разведчика И.В.Четвериков начал по своей инициативе в 1933 году, когда работал в отделе строительства глиссеров и аэросаней Самолетного НИИ ГВФ. Судя по всему Игорь Васильевич, одержимый идеей создать гидросамолет, не уступающий по летным характеристикам сухопутным машинам, разрабатывал его сразу в военном и гражданском вариантах. Первым заинтересовалось проектом Главное управление северного морского пути (ГУСМП), и в июле 1934 года вышло постановление Совета труда и обороны СССР которое содержало официальное задание на создание самолета, получившего обозначение АРК-3 (Арктический-3) или МП-2 (морской пассажирский-2).

В марте 1935 года конструкторскую бригаду Четверикова передали в Главное управление авиапромышленности (ГУАП), предоставив производственную базу в Севастополе на авиаремонтном заводе № 45, где был создан отдел морского самолетостроения (ОМОС). В том же году завершили постройку первого экземпляра АРК-3. Это была летающая лодка с металлическим фюзеляжем и деревянным крылом. Тандемная силовая установка, включавшая два двигателя М-25 крепилась на пилоне над крылом и для большей жесткости была расчалена стальными лентами, которые затем заменили двумя V-образными подкосами. Такое решение позволило избежать попадания водяных струй на винты во время разбега и пробега, возникновения значительного разворачивающего момента при отказе одного мотора, давало возможность обслуживать двигатели прямо на плаву.

Испытания АРК-3/1 проводили летчики А.В.Ершов и А.В.Кржижевский. Самолет казался вполне надежным, и уже в 1935 году его продемонстрировали на воздушном празднике в Тушино. Государственные испытания АРК-3 завершились в сентябре 1936 года. В отчете отмечались высокие летные характеристики самолета, конструкция которого получилась очень легкой. Однако было указано и на ряд недостатков, среди которых особое беспокойство вызывало заливание водой передней открытой кабины штурмана из-за короткой носовой части фюзеляжа и неудачных ее обводов. Этот дефект впоследствии частично устранили, расположив на скулах лодки пластинки-брызгоотражатели.

25 апреля 1937 года А.В.Ершов установил на АРК-3/1 мировой рекорд, поднявшись на высоту 9190 м с грузом 1000 кг. Казалось, все шло хорошо, машина успешно летала, но 14 июля произошла трагедия: в воздухе разрушилось крыло. Однако эта катастрофа не остановила работу над самолетом, к которому еще в ходе Госиспытаний проявило интерес Управление морских сил РККА, предложившее спроектировать на его базе дальний разведчик.

Пожелания военных учли при постройке АРК-3/2, предусмотрев наличие на нем вооружения. Так, в носовой части разместили экранированную оборонительную установку, а за вторым реданом сделали люк для выдвижного пулемета Самолет-дублер оснастили моторами М-25А. для которых использовали новые обтекатели цилиндров. Постройку машины завершили в мае 1933 года. Однако АРК-3/2 также не повезло. 14 августа 1939 года у него отвалилась хвостовая часть в месте, где находился вырез под пулеметную установку. Трагедия унесла жизни летчика Ершова, инженера Перминова и механика Медведева. Ее точную причину так и не установили, но предположили, что в полете оборвался один из тросов управления самолетом, что привело к срыву в штопор и последующему разрушению фюзеляжа.

Самолёт АРК-3 послужил основой для проектирования известной летающей лодки Че-2, строившейся серийно и ряда её модификаций.

ЛТХ:

Длина, м: 14,0
Размах крыла, м: 20,0
Площадь крыла, м2: 58,7
Вес, кг
-пустого: 3242
-нормальный взлётный: 4787
-в перегрузочном варианте: 5800
Двигатель: 2 х ПД М-25
-мощность, л.с.: 2 х 685
Макс. скорость, км/ч: 308
Макс. потолок, м: 9180
Дальность, км: 3000

АРК-3/1 перед испытаниями.

АРК-3/1 после спуска на воду.

АРК-3/2 на испытаниях.

АРК-3/2 на испытаниях.

АРК-3/2 на испытаниях.

АРК-3/2 на испытаниях.

Летчик-испытатель А.В.Ершов в кабине АРК-3/2.

Летчик-испытатель А.В.Ершов в кабине АРК-3/2.

АРК-3. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Николай Якубович. В погоне за скоростью.