Экспериментальный планер Че-22 (БИЧ-22).

Разработчик: Б.И.Черановский
Страна: СССР
Первый полет: 1948 г.

В 1947-1948 годах в опытном конструкторском бюро Б.И.Черановский (ОКБ-МАИ) проводил работы по созданию планеров, выполненных по схеме «летающее крыло», с крылом параболической формы в плане.

Первым планером, спроектированным Б.И.Черановским в МАИ, был одноместный экспериментальный планер Че-22 (БИЧ-22) , построенный по схеме «летающее крыло». Крыло выполнено составным и образовано центропланом малого удлинения параболической формы в плане, к центроплану пристыкованы консоли трапециевидной формы большего удлинения. По концам консолей установлены вертикальные кили — концевые шайбы. Имелся вариант планера Че-22 без концевых шайб (без вертикального оперения). Задние кромки консолей и центроплана совпадали. По задней кромке крыла размещались элероны (по консолям) и руль высоты (на центроплане). Консоли имели прямую стреловидность. Рули, расположенные на них, выступали за заднюю кромку центроплана. Профиль крыла разработан самим конструктором планера. В средней части центроплана расположена кабина пилота, закрытая спереди монолитным овальным фонарем, а сзади коническим обтекателем. Конструкция планера — цельнодеревянная, обшивка из фанеры и перкаля. Аэродинамические исследования моделей планера осуществлялись в аэродинамической трубе МАИ.

Результаты экспериментальных исследований показали хорошую устойчивость и управляемость предложенной аэродинамической схемы. В 1948 году был построен опытный экземпляр Че-22, результаты испытаний которого подтвердили расчетные летно-технические характеристики. 17 июля 1949 года во время авиационного парада в Тушине летчик-испытатель И.А.Петров успешно выполнял на Че-22 фигуры сложного пилотажа.

В ОКБ-МАИ параллельно шли работы по проектированию и созданию двухместного планера типа «летающее крыло» — Че-23 с меньшими размерами и большой стреловидностью консолей. Планер Че-23 представлял собой прототип сверхзвукового самолета. Размах крыла аппарата был равен 6,7 м, удлинение крыла 3, максимальное аэродинамическое качество 12,3.

1 июня 1948 года в 9 часов утра на аэродроме Центрального аэроклуба им. Чкалова СССР (Тушино) в Москве начались предварительные испытания на буксире за самолетом По-2 (предполагался самолет Р-5, что весьма интересно — оказывается, в СССР такие старички еще летали). Предварительные испытания выразились в скоростных пробежках, которые выполнил на буксире за самолетом пилот-планерист Р.А.Пищучев.

Отмечалось, что отрыв от земли происходил на скорости 85-90 км/ч. Путевая устойчивость планера на малых углах атаки оценивалась как неудовлетворительная. Одновременно пилот отмечал, что установка концевых килей площадью 2 х 0,6 м2 обеспечивает нормальные характеристики поперечной и продольной статической устойчивости.

После доводок Че-22 допустили к полноценным испытаниям, основной целью которых стало не только определение его характеристик, но и возможностей использования как спортивно-тренировочного планера в аэроклубах ДОСАВ (Добровольное общество содействия авиации). Летчиком-испытателем являлся И.А.Петров. 11 сентября 1948 года в Тушино были совершены две пробежки и один подлет.

14 сентября были проведены очень осторожно еще несколько подлетов, затем выполнили набор высоты на буксире до 2000 м. Летчик отмечал большой угол взлета и недостаточный обзор из кабины. Полет на буксире продолжался 37 мин, в свободном полете — 23 мин.

В свободном полете после отцепки поперечная устойчивость и управляемость оценивались как нормальные. В отношении продольной устойчивости говорилось, что планер стремится на нос. При посадке на большом угле атаки при очень незначительном ветре пробег составил 5-8 м.

Позднее Че-22 был испытан на высший пилотаж. 17 июля 1949 года летчик И.А.Петров во время авиационного праздника в Тушино успешно продемонстрировал на нем фигуры высшего пилотажа. После этого была заказана серия из десяти Че-22. Планеры строили в поселке Черная под Москвой, в авиаремонтных мастерских.

Во время испытаний первого серийного образца произошла катастрофа, в результате которой погиб летчик И.А.Иванов. Дальнейшие работы по Че-22 прекратили.

ЛТХ:

Модификация: БИЧ-22
Длина, м: 5,04
Размах крыла, м: 7,50
Площадь крыла, м2: 14,03
Нагрузка на крыло, кг/м2: 10,9
Масса, кг
-пустого: 133
-балласт: 25 (по другим данным — 11,7)
-полетная: 238 (по другим данным — 222,7)
Макс. аэродинамическое качество: —
Экипаж, чел: 1.

Экспериментальный планер Че-22.

Экспериментальный планер Че-22.

Че-22 (БИЧ-22). Схема.

.

.

 Список источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Самолеты МАИ. Работы первого послевоенного десятилетия 1945-55 г.
Михаил Маслов. Б.И.Черановский и его «параболы».
Сайт «AviaDejaVu». Черановский Че-22 / БИЧ-22.