Экспериментальные экранопланы АДП-1, -2, -3.
Разработчик: А.Н.Панченков
Страна: СССР
Первый полет: 1965 г.
А.Н.Панченков, большой энтузиаст экранопланостроения, над проблемой создания экранопланов начал работать в 1962 году. Теоретически и экспериментально А.Н.Панченков показал, что необходимыми стабилизирующими свойствами при полете над экраном обладает экраноплан, выполненный по схеме «утка».
Под руководством А.Н. Панченкова была построена серия экранопланов АДП (аппарат на динамической воздушной подушке). Характерной особенностью АДП является удлиненный фюзеляж, в передней части которого расположен стабилизатор.
Летом 1963 года на реке Десна прошли буксировочные испытания модели экраноплана АДП-1.
В 1965 году был спроектирован и построен экраноплан АДП-1 с мотоциклетным двигателем К-750. Толкающий воздушный винт был установлен за кабиной пилота. На основном крыле были установлены элероны-закрылки и киль с рулем поворота в воздушном потоке от винта. По концам крыла размещались концевые шайбы. Нижние поверхности их были погружены в воду, а верхние, установленные вертикально над крылом, служили дополнительными килями. Над передним крылом, впереди него на кронштейне была установлена трубка ПВД. Для уменьшения взлетно-посадочной скорости в носовой части фюзеляжа установлены подводные крылья.
Экраноплан АДП-1.
Экраноплан АДП-1.
Длина аппарата — 6,2 м, размах крыла — 4,5 м, высота экраноплана — 2,15 м. Скорость максимальная — 110 км/час. Высота полета — 0,25 м. Стабилизация высоты полета обеспечивалась расположенным в передней части несущим стабилизатором. При увеличении угла атаки подъемная сила на стабилизаторе падала (на закритических углах наступал срыв потока) и аппарат опускал носовую часть до рабочих углов атаки стабилизатора. Испытания проводились под Киевом на Днепре.
В 1965-1966 годах экраноплан был доработан, поставлен на колесное трехопорное шасси с носовым колесом. Концевые шайбы несущего крыла сняли. Был сделан новый четырехлопастный несущий винт.
Экраноплан АДП-2.
Фюзеляж выполнили обтекаемым, установили лобовое стекло. Масса аппарата возросла до 380 кг. Основные размеры остались те же. Аппарат получил новое название АДП-2. Испытания проводились на аэродроме под Киевом. Расчетная высота полета экраноплана 0,25 м, максимальная скорость 150 км/ч.
Работы по экранопланам АДП-1 и АДП-2 проводились в Киеве в Институте гидромеханики АН УССР.
В 1967 году был построен экраноплан АДП-3 с двигателем К-650М мощностью до 40 л.с. Четырехлопастный толкающий воздушный винт обеспечивал статическую тягу до 100 кг. Экраноплан предназначался для исследования взлетного режима, а также для выяснения возможности снижения «горба сопротивления» на взлете с помощью подводных крыльев. Экраноплан АДП-3 имел качество на взлетном режиме больше 3.
Экраноплан АДП-3.
Все экранопланы серии АДП имели идентичную конструкцию и характерную для них аэродинамическую компоновку. Эти экранопланы, их аэродинамическая схема, а также результаты экспериментов и гидродинамических исследований были использованы А.Н.Панченковым в его дальнейших работах, которые были продолжены в Иркутском политехническом институте.
.
.
Список источников:
Журнал «Авиация общего назначения», № 5 за 2000 г. Ю.Макаров. Экранопланы Украины.