Экспериментальный экраноплан ЭС-1.
Разработчик: ЦЛСТ, Ю.В.Макаров
Страна: СССР
Первый полет: 1971 г.
Для изучения устойчивости и управляемости крыла круглой формы в плане при движении над опорной поверхностью, а также для исследования возможности использования сверхлегкого экраноплана для спасательных целей в ЦЛСТ в 1971 году конструктором Ю.В.Макаровым, выпускником МАТ, был разработан и изготовлен экранолетный стенд ЭС-1.
ЭС-1 оснащался водоизмещающим корпусом-лодкой с небольшими «скулами» и плоским днищем (испытания предполагалось проводить, в основном, при движении по мелководью, льду и снегу). Периферийная часть крыла, которая составляла 30% его площади, была гибкой. Это обеспечивалось тем, что крыло экраноплана было выполнено комбинированным. Центральной, жесткой части крыла был задан плоско-выпуклый профиль относительной толщины 6%. К жесткой части крыла была пристыкована гибкая кольцевая поверхность из листового полиэтилена, увеличивающая диаметр крыла до 3,6 м.
Экраноплан имел Т-образное хвостовое оперение и цельноповоротный стабилизатор, элероны отсутствовали. Управление по крену осуществлялось рулем поворота. За фонарем кабины располагался двигатель с толкающим винтом.
ЛТХ:
Длина, м: 4,4
Размах, м: 3,6
Площадь крыльев, м2: 10
Вес, кг
-пустого: 70
-взлетный: 150
Двигатель: 1 х ПД М-107
-мощность, л.с.: 9
Скорость, км/ч
-максимальная: 100
-посадочная: 50
Высота полета на экране, м: 0,5
Экипаж, чел: 1.
Экраноплан ЭС-1. Схема.
.
.
Список источников:
«Техника и вооружение» 2008-01. Павел Качур. Экранопланы. Прошлое, настоящее, будущее.