Многоцелевой БПЛА «Эльф-Д».
Разработчик: ОСКБЭС МАИ
Страна: СССР
Первый полет: 1979 г.
В 1976 году в ОСКБЭС МАИ был спроектирован легкий дистанционно-пилотуруемый многоцелевой народнохозяйственный самолет «Эльф» с 4-хцилиндровым двухтактным двигателем воздушного охлаждения «Нельсон» мощностью 48 л.с. Аппарат был выполнен по схеме «низкоплан» с толкающим воздушным винтом. Имел размах крыльев 5,86 м, взлетную массу 330 кг. Конструкция цельнометаллическая с продольным гофром на обшивке крыла, оперения и хвостовой балке фюзеляжа. «Эльф» имел неубираемое трехсточное шасси с носовым колесом и основными стойками рессорного типа, выполненными из профилированной титановой полосы. В конструкции самолета было немало интересных находок и удачных инженерных решений. На элементы конструкции получено несколько авторских свидетельств на изобретения.
БПЛА «Эльф-Д» успешно прошел первый этап летных испытаний. Первый полет самолета состоялся в Тушине осенью 1979 году. Дистанционно пилотируемым самолетом управлял В.И.Бондарев. Им же осуществлены доводочные работы и подготовка аппарата к испытаниям. Все этапы полета (включая взлет и посадку) осуществлялись с использованием системы пропорциональных радиокоманд с наземного пульта управления самолетом. С помощью дистанционного управления производились пробежки, руление по взлетно-посадочной полосе и подлеты до высоты 1,5 — 2 м.
Силовая установка самолета «Эльф-Д» была расположена вблизи его центра тяжести, что делало возможным использование на самолете различных двигателей практически без изменения центровки. Применение двигателя с толкающим воздушным винтом позволяло в носовой части под радиопрозрачным обтекателем свободно разместить радиолокационную аппаратуру обзора передней полусферы.
Спроектированный и построенный в ОСКБЭС МАИ в 1980 году наземный пульт управления дистанционно пилотируемыми самолетами был сконструирован в виде рабочего места пилота и очень походил на кабину пилотов самолета. Он состоял из ручного и ножного управления. Были установлены телевизионные экраны для слежения за полетом, для этого на борту были установлены камеры. Также присутствовала стандартная кистевая система управления. Пульт управления производил автоматические повороты при слежении за аппаратом, это осуществлялось электроприводами, причем повороты были синхронны с поворотом головы оператора. Место пилота было оборудовано подлокотниками и подголовником для большего комфорта. В конечном итоге аппарат «Эльф-Д» и пульт управления успешно прошли испытательные тесты.
Слежение (поворот всего пульта) за перемещающимся в пространстве самолетом велось с помощью электропривода, который был синхронизирован с поворотом головы пилота — оператора. Вращение пульта управления вправо и влево на 360° обеспечивалось установкой его на неподвижном основании на вертикальной оси. Для удобства пилота-оператора сидение было снабжено заголовником и подлокотниками. Пульт управления прошел испытания при пилотировании дистанционно управляемого самолета «Эльф-Д» и в комплексе с самолетом экспонировался на ВДНХ.
Первый дистанционно пилотируемый (беспилотный) вариант самолета «Эльф-Д» демонстрировался в 1982 году на выставке НТТМ-82 и был удостоен золотой медали. Этот вариант самолета имел фиксированные предкрылки, которые позволили расширить диапазон летных углов атаки и существенно упростить технику пилотирования, что особенно важно при использовании дистанционного управления самолетом.
ЛТХ:
Модификация: «Эльф-Д»
Размах крыла, м: 5,86
Длина самолета, м: 5,40
Площадь крыла, м2: 6,16
Масса, кг: 360
Двигатель: 1 х ПД «Нельсон»
-мощность, л.с.: 1 х 68
Макс. скорость, км/ч: 195
Мин. скорость, км/ч : 80
Дальность полета, км: 120
БПЛА «Эльф-Д» во дворе МАИ.
БПЛА «Эльф-Д» на взлетной полосе.
БПЛА «Эльф-Д». Рисунок.
БПЛА «Эльф-Д». Схема.
.
.
Список источников:
Ю.В.Макаров. Летательные аппараты МАИ.
В.Демин. Летательные аппараты ОСКБЭС МАИ.
МАИ. Летательные аппараты. ДПЛА «Эльф-Д».