Авиационный пулемет Ю-7,62.
Разработчик: Ю.Ф.Юрченко
Страна: СССР
Начало испытаний: 1938 г.
На рубеже 3 и 4 десятилетия 20-го века на Ковровском пулеметном заводе родился один из самых экзотических проектов авиационного стрелкового оружия, разработанный Юрием Федоровичем Юрченко. Пулемет, имевший в основе автоматики оружия кривошипно-шатунный механизм.
Изучая задачи повышения скорострельности оружия, Юрченко заметил, что основной проблемой, которая существенно сказывается на скорострельности, является то, что в классических схемах работы скорость теряется в крайних точках хода затвора. Кроме того, увеличение скорострельности при таких схемах ведет к существенному снижению ресурса оружия.
Юрий Юрченко подметил, что фактически эту проблему решили уже до него, осталось только реализовать то, что было сделано под новые задачи. Так, Юрченко обратил внимание, что первый в мире пулемет Хайрема Максима уже несет в себе элементы скорострельного оружия. Затвор пулемета Максима кривошипно-шатунного типа, и потому скорость его движения изменяется синусоидально. При таком роде движении затвора даже при увеличении скорости его движения его скорость в начале и конце движения сравнительно невелика, а значит можно рассчитывать на меньшие инерционные силовые нагрузки на патрон, позволяющие исключить его разрушение или распатронивание.
В отличие от пулемета Максима, у которого части кривошипа поворачиваются на угол менее 180°, Юрченко устроил кривошип, поворачивающийся, как пишут, на угол целых 350°. Это исключало удар подвижных частей в крайнем заднем положении. Т.е. цикл автоматики был практически безударный. При каждом повороте такого кривошипа совершался полный цикл работы автоматики. Патрон разгонялся плавно, и инерционные нагрузки на пулю не превосходили усилия ее запрессовки в гильзу, а значит, не происходило распатронивания. Подобно пулемету ШКАС, патрон в пулемете Юрченко не извлекался из ленты назад перед досыланием в патронник, а досылался непосредственно вперед.
В 1938 году Юрченко представил на испытания версию своего пулемета Ю-7,62 под патрон 7,62 х 54R, в которой помимо очень простой конструкции добился громадной скорострельности. Темп стрельбы пулемета Юрченко составлял 5000 выстр./мин.
Правда, в ходе испытаний на Ногинском Научно-исследовательском полигоне авиационного вооружения ВВС РККА пулемет Ю-7,62 не выдержал столь интенсивной стрельбы и был возвращен на доработку, был доработан, прошел испытания и поставлен в план на 1941 год по изготовлению первой опытной партии.
Но с началом войны и переориентацией завода на выпуск противотанковых ружей тема была отложена, а после войны уже более не поднималась.
Крупнокалиберная версия пулемета Юрченко — Ю-12,7, была представлена на испытание в 1939 году, темп стрельбы составил 2000 выстр/мин, вес 24 кг (для сравнения серийный авиационный пулемет с газовым двигателем УБ-12,7 весил 21 кг при темпе стрельбы 1000 выстрелов в минуту). Но и этот вариант не был принят на вооружение по причине поперечного габарита. Профиль пулемета напоминал гитару (гриф — ствол, первое утолщение — приемник патронов, второе утолщение — кривошип).
К сожалению, не смотря на все достоинства пулемета Юрченко, он страдал одним недостатком, который «зарывал» полностью разработку конструктора на два метра в землю. Дело в том, что в то время еще не было технологии изготовления стволов, которые бы могли выдержать такой высокий темп стрельбы.
Сейчас единственный уцелевший экземпляр пулемета Ю-7,62 находится в Центральном музее Вооруженных сил Российской Федерации.
ТТХ:
Модификация: Ю-7,62
Калибр, мм: 7,62
Тип автоматики: кривошипно-шатунный
Темп стрельбы, выстр/мин: до 5000
Начальная скорость пули, м/с: 775-825
Емкость магазина: лента
Масса пули, г: 9,0-10,4
Тип боеприпаса: 7,62 х 54R
Авиационный пулемет Ю-7,62.
Авиационный пулемет Ю-7,62 в экспозиции музея.
Авиационный пулемет Ю-7,62 в экспозиции музея.
Авиационный пулемет Ю-7,62 в экспозиции музея.
.
.
Список источников:
Евгений Аранов. Стрелковое вооружение СССР.
Андрей Васильев. Автоматическое оружие с кривошипно-шатунным механизмом перезаряжания.