Истребитель-реплика Як-3М (Yak-3UA).
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1992 г.
В 1991 году ОКБ Яковлева подписали контракт с музеем Gunnell в Санта-Монике, Калифорния. Это контракт предусматривал производство двадцати реплик истребителя Як-3 для частных заказчиков в США и других странах мира. Руководителем проекта был назначен С.А.Яковлев, главным инженером — В.М.Назаров, летчиками-испытателями — А.С.Вяткин и Ю.И.Митиков.
В 1992 году на оренбургском НПО «Стрела» начался выпуск самолетов, получивших наименование Як-3М (американское обозначение Yak-3UA). Этот самолет имеет следующие особенности: — цельнометаллическая конструкция с элементами из композитных материалов;
— отсутствие вооружения;
— двигатель Allison 2L (восстановленный V-1710);
— винт «Hamilton Standard»;
— современное пилотажно-навигационное и радиооборудование.
Самолет предназначен в основном для музеев и частных коллекционеров, а так же для участия в различных авиашоу. По состоянию на сентябрь 2001 года выпущено 12 экземпляров. Ориентировочная стоимость одного самолета составляет 500000 долларов США.
Як-3М № 0470102 был выпущен в 1994 году на оренбургском НПО «Стрела» и поставлен в США, где был зарегистрирован под номером NX915LP. Сертификация и испытания проходили в Калифорнии. В январе 1995 года самолет был передан в Новую Зеландию, где получил регистрационный код ZK-YAK. Владельцем машины стал Тим Уоллис (Alpine Fighter Collection), Ванака, Н. Зеландия. Полеты на нем совершали пилоты Грант Биссе, Том Миддлтон. В 1998 году этот Як-3М принимал участие в авиационном шоу «Warbirds Over Wanaka». В августе 1999 года самолет был продан в Австралию. Новым владельцем стал Стив Харт (Harts Flying Museum), Брисбен, Австралия. Искаженная надпись на борту «Новосиьирский Комсомол» взята с реально существовавшего в годы Великой Отечественной войны самолета Як-7Б.
ЛТХ:
Модификация: Як-3М
Размах крыла, м: 9,20
Длина, м: 8,49
Высота, м: 2,42
Площадь крыла, м2: 14,85
Масса, кг
-пустого самолета: 2210
-нормальная взлетная: 2697
Тип двигателя: 1 х ПД Allison 2L (V-1710)
-мощность, л.с.: 1 х 1325
Максимальная скорость, км/ч: 648
Практическая дальность, км: 900
Скороподъемность, м/мин: 1250
Практический потолок, м: 11800
Экипаж: 1.
Як-3М (Yak-3UA).
Як-3М (Yak-3UA).
Як-3М (Yak-3UA).
Як-3М (Yak-3UA) «Новосиьирский Комсомол».
Кабина Як-3М (Yak-3UA).
.
.
Список источников:
Антология Як. (Airfield.narod.ru).
НПО «Стрела». Як-3М.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Яковлев Як-3М (Як-3UA)».
Фотоархив сайта russianplanes.net