Тактический самолет-заправщик Ту-16З.
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1955 г.
Еще на стадии проектирования рассматривались различные возможности увеличения дальности Ту-16, в т.ч. внедрение системы заправки топливом в полете. В начале 50-х годов первый вариант системы крыльевой заправки был отработан на Ту-4 и частично освоен ВВС. Хотя общее количество заправщиков и заправляемых самолетов не превышало десяти машин, полученный практический опыт позволял надеяться на успешное переоборудование Ту-16 в кратчайшие сроки. 17 сентября 1953 года вышел приказ МАП № 44, который предписывал ОКБ-156 А.Н.Туполева и всем другим самолетостроительным коллективам впредь проектировать все бомбардировщики только с системой заправки топливом в полете. ОКБ-918, которым руководил Главный конструктор С.М.Алексеев, предписывалось продолжить работы по созданию стандартного оборудования заправки для Ту-16 по согласованию с ОКБ А.Н.Туполева. Систему требовалось предъявить на госиспытания в 3-м квартале 1954 года.
26 мая 1954 года вышло очередное Постановление Совета Министров № 1013-438, а 3 июня — соответствующий приказ МАП № 354, согласно которым задавалась скорость перекачки топлива 2000 л/мин, а срок предъявления на Госиспытания переносился на 4-й квартал. ВВС обязывали в период лета-осени 1954 года передать промышленности три серийных Ту-16 для переделки в самолеты-заправщики. Для этого были выделены первые серийные Ту-16 № 1880001 и № 1880101 куйбышевского авиазавода. В дальнейшем в опытный самолет, предназначенный для исследований возможности дозаправки по крыльевой схеме МиГ-19 (СМ-10), был переоборудован и Ту-16 № 1880301. Однако проведенные в 1955-1956 годах испытания показали нецелесообразность применения такой системы для дозаправки истребителей.
Вариант крыльевой заправки, принятый для Ту-16, отличался от разработанного для Ту-4. Заправщиком являлся переоборудованный серийный бомбардировщик, причем в случае необходимости в полевых условиях можно было провести обратную операцию путем освобождения грузового отсека от заправочного «хозяйства» (в дальнейшем с заправщиков прицелы ОПБ-11Р все-таки были сняты, и они утратили возможность обратного переоборудования) Та часть системы заправки, которая устанавливалась на заправляемом самолете, имела небольшой вес и не ухудшала его аэродинамики.
Первый заправщик предъявили на испытания в 1955 году. Доводка системы заняла почти полтора года и начиная с 1957 года, ее начали устанавливать на Ту-16 на всех трех выпускавших его заводах. В общей сложности, согласно документам ОКБ-156, в качестве танкеров для крыльевой заправки было оборудовано 114 бомбардировщиков Ту-16 (по другим документам, всего — 46). Заправщики назывались Ту-16 «Заправщик», Ту-16(З), Ту-16Ю, а также — изделие «НЗ». После непродолжительного времени обозначение Ту-16(З) стало применяться без скобок — Ту-16З. Для приема топлива в воздухе был доработан 571 самолет, что составило более трети от всего числа выпущенных Ту-16. Заправляемые Ту-16 различных модификаций имели в своем названии дополнение «ЗА» («заправляемый»). Например, Ту-16Р(ЗА), Ту-16К-10(ЗА) и т.д. Однако со временем это дополнение отпало, т.к. в строю остались практически только заправляемые самолеты.
ЛТХ:
Модификация: Ту-16З
Размах крыльев, м: 32,99
Длина, м: 34,80
Высота, м: 10,36
Площадь крыла, м2: 164,65
Масса, кг
-пустого самолета: 37730
-нормальная взлетная: 72000
-максимальная взлетная: 79000
Топливо, кг: 36000
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс: 2 х 9500
Скорость, км/ч
-максимальная: 992
-крейсерская: 780
Перегоночная дальность, км: 5000
Дальность полета, км: 4800
Боевой радиус действия, км: 2500
Практический потолок, м: 14500
Экипаж, чел: 7
Вооружение: 2 х 23-мм пушки АМ-23
Полезная нагрузка: 9800 кг топлива.
Тактический самолет-заправщик Ту-16З.
Самолет-заправщик Ту-16З.
Самолет-заправщик Ту-16З.
Самолет-заправщик Ту-16З передает топливо разведчику Ту-16РМ.
Самолет-заправщик Ту-16З передает топливо ракетоносцу Ту-16К-26.
Экспериментальный истребитель СМ-10 дозаправляется от Ту-16З.
Заправочный узел танкера ТУ-16З.
.
.
Список источников:
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Ту-16 — самолет-эпоха.
Крылья Родины. В.Сидоров. Дальний реактивный «Ту».
Авиация и Родина. Ефим Гордон, Владимир Ригмант, Виктор Кудрявцев, Андрей Совенко. Легендарный Ту-16.
Авиация и Время. Петр Бутовски. Развитие советских средств дозаправки в воздухе.