Ближнемагистральный пассажирский самолет Як-40М.
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1968 г.
В Як-40М был переделан самолет № 03 из из нулевой серии (был СССР-19673, стал СССР-1968), фюзеляж которого удлиннили на 1600 мм, сделав две вставки по 800 мм в фюзеляже, перед крылом и за ним. С каждого борта находилось по 11 иллюминаторов. По документам ОКБ на Як-40М усилили элементы фюзеляжа, шасси, оперения и управления, что вызвало утяжеление конструкции на 150 кг. С учетом вставок взлетный вес вырос до 17300 кг при запасе топлива 3915 кг. Конструкторы приняли меры для экономии веса. Например, решили использовать меньшие основные колеса (930х305 вместо исходных 1120х450), при этом оговаривалось, что при взлетной массе выше 15500 кг самолет должен эксплуатироваться с бетонных ВПП.
По документам «40-местный модифицированный самолет Як-40М» с тремя двигателями АИ-25 проходил заводские испытания с 20 августа 1968 года по 18 февраля 1969 года. Этот самолет так и остался в единственном экземпляре. Были, однако, разработаны компоновки салона на 36 и 40 мест при сохранении исходной длины фюзеляжа (соответственно 9 и 10 рядов по 4 кресла в каждом). При этом объем багажного отделения пришлось значительно сократить, в 40-местном варианте он стал совсем мизерным.
Опытный Як-40М.
Як-40М в полете.
.
.
Список источников:
Журнал «Авиация и Время» 2013-04. Сергей Комиссаров. Як-40 — реактивный первенец местных авиалиний.