Десантно-транспортный, санитарный самолет Як-40ДТС.
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1971 г.
Не является секретом тот факт, что любой гражданский самолёт изначально проектируется и для военных целей. Такой вариант предусмотрен и для Як-40. Самолет Як-40ДТС предназначен для наземного и воздушного десантирования людей и грузов, а также для перевозки сидячих и носилочных раненых с оказанием им необходимой медицинской помощи в полёте. В соответствии с назначением самолет Як-40ДТС в отличие от серийного пассажирского имеет следующие специальное оборудование, аппаратуру и приспособления:
— оборудование для размещения десантников, раненых и экипажа. Сюда, в частности, входят 4-местные блоки для размещения десантников, раненых и экипажа, сиденье штурмана в одном блоке с 3-местным сиденьем, 2-местное сиденье для десантников и раненых, столик и сиденье командира десанта (медработника), усовершенствованные кресла пилотов;
— специальное десантное оборудование — тросы принудительного раскрытия парашютов десантников, скобы принудительного раскрытия парашютов командира десанта и экипажа, фиксатор входной двери, спасательные жилеты, оптический визир ОПБ-1Р;
— санитарно-бытовое оборудование, включающее перегородку туалета, медицинскую сумку и медицинские принадлежности на перегородке туалета; электрокипятильник, водяной бак и бортовую аптечку;
— грузовое оборудование, защитные ограждения и светомаскировочное оборудование. К ним относятся грузовые полы, трап и тележки, заглушающие панели и вкладыши, предохранитель порога, тросы подвески трапа, защитный кожух герметизации двери, защитные решётки ниши трапа, швартовочные сети и пояса, страховочные пояса, светозащитные шторки на окна, плафоны синего цвета;
— доработанная кислородная система, обеспечивающая питание кислородом парашютистов-десантников и командира десанта (медработника);
— электрооборудование, позволяющее выдавать световые и звуковые команды десанту и обеспечивающее работу визира ОПБ-1Р, дозиметра ДП-36, электрокипятильника КУ-27, а также механизма открытия створок блистера;
— радиооборудование, состоящее из комплектов автоматического радиокомпаса и радиоприёмника Р-852, а также аппаратуры оповещения коммутации;
— приборное оборудование, включающее приборную доску командира десанта и пульты выдачи команд десанту;
— аварийный магнитофон МС-61Б.
Государственные испытания Як-40ДТС проводились в ГК НИИ ВВС с 12 июня по 9 сентября 1971 года. Акт по результатам госиспытаний был утвержден 29 октября, в нем отмечалось что Як-40ДТС и его оборудование в основном соответствуют требованиям протокола макетной комиссии. Переоборудование пассажирского самолета в вариант ДТС в аэродромных условиях может произвести бригада из 6 специалистов средней квалификации в течении 5 рабочих смен. Было принято решение что со второго квартала 1973 года самолеты Як-40 в серии будут выпускаться в варианте допускающем переоборудование в ДТС.
На практике было построено два Як-40ДТС — один на базе 27-местного варианта и второй на базе 32-местного.
Грузопассажирская кабина Як-40ДТС.
.
.
Список источников:
К.Г.Удалов, О.В.Шам. Самолеты Аэрофлота. Самолет Як-40.
Журнал «Авиация и Время» 2013-04. Сергей Комиссаров. Як-40 — реактивный первенец местных авиалиний.