Самолёт-метеолаборатория Як-40 «Метео».
Разработчик: КБ АРЗ № 407 ГА
Страна: СССР
Первый полет:
Изучение атмосферы и происходящих в ней процессов, разработка методов воздействия на атмосферные явления для разумного управления ими представляет собой важные элементы организации гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства страны. В этих целях широко используется различная современная техника, в том числе и самолёты-метеолаборатории, которые применяются для гидрометеорологических измерений в атмосфере, а иногда и в стратосфере.
Исследование облачных систем, особенно в горных районах, предъявляет высокие требования к эксплуатационным характеристикам самолётов-лабораторий. Они должны быть маневренными, иметь достаточно широкий диапазон скоростей, хорошую скороподъёмность, высокий потолок полёта, достаточную грузоподъёмность. Этим требованиям вполне удовлетворяет самолёт Як-40 «Метео», созданный на Минском авиаремонтном заводе № 407 ГА по заказу УкрНИИ Госкомгидромета. Он является многоцелевой метеорологической воздушной лабораторией.
Техническая оснащённость Як-40 «Метео» позволяет выполнять исследовательские полёты в радиусе до 600 км и продолжительностью до 4 ч. Хорошие маневренные свойства и характеристики устойчивости и управляемости позволяют его использовать в равнинных и горных районах. Герметичность салона и разделение его на два отсека звукозащитной перегородкой создают комфортные условия для работы научных сотрудников на борту самолёта. Як-40 «Метео» оснащён комплексом информационно-регистрирующей и измерительной аппаратуры, а также средствами воздействия на облака. Датчики для измерения метеопараметров вынесены в невозмущённый воздушный поток.
Информационно-измерительный комплекс включает пульт с пилотажно-навигационными приборами и специальным оборудованием, в состав которого входят цифровой хронометр-таймер, высокочастотный радиовысотомер, электротермометр, магнитофон для речевой записи метеообстановки, самопишущий регистратор полёта на базе шлейфового осциллографа К10-51, УКВ радиостанция, индикатор микрофизического состояния облаков, выносной индикатор бортовой РЛС с автоматическим фоторегистратором. В этот комплекс могут подключаться измеритель водности облаков, регистратор оптических неоднородностей, измеритель прозрачности атмосферы и ряд других датчиков.
Комплекс для измерения турбулентности включает в себя пневмоанемометр, статоскоп, гировертикаль, трёхканальный пульсационный термометр, анализатор спектров исследуемых сигналов. Датчики приборов располагаются на специальных штангах и ригелях, закреплённых на фюзеляже и крыле. Полусферические выпуклые блистеры, установленные в первых двух иллюминаторах, позволяют вести визуальные наблюдения. Определённые виды явлений в атмосфере наблюдаются через кварцевые стёкла, установленные в некоторых иллюминаторах. В верхней и нижней частях фюзеляжа имеются два герметичных люка для установки датчиков актинометрических приборов.
Як-40 «Метео» оснащён также средствами ввода реагентов в облака. В нижней части фюзеляжа и на откидном трапе размещены пусковые устройства для отстрела пиропатронов (максимальное их число 280), начинённых льдообразующим реагентом. Воздействие может производиться отстрелом одиночных патронов и сериями по 2, 3, 4 и 16 шт. с заданными интервалами времени в автоматическом режиме, а также через любые промежутки времени в ручном режиме.
На крыле самолёта предусмотрены крепления для двух аэрозольных генераторов САГ-1 непрерывного действия. Для обеспечения функционирования научной аппаратуры к рабочим местам подаётся электропитание — постоянный ток напряжением 27 В и переменный ток напряжением 115 В.
Аппаратурные и технические возможности Як-40 «Метео» позволяют также изучать ветровые поля и поля турбулентности, исследовать солнечную радиацию в атмосфере и её электрические характеристики. Бортовой номер Як-40 «Метео» СССР-87537. Позднее самолету вернули пассажирский облик, после чего он эксплуатировался в Казахстане авиакомпанией «Kazakhstan Airlines», а затем «Taraz Wings» (борт UN 87537).
Самолёт Як-40 «Метео».
Трап Як-40 «Метео» с блоками отстрела пиропатронов.
Наружное оборудование Як-40 «Метео».
Рабочее место бортаэролога на самолёте Як-40 «Метео».
Як-40 «Метео». Схема.
.
.
Список источников:
К.Г.Удалов, О.В.Шам. Самолеты Аэрофлота. Самолет Як-40.
Журнал «Авиация и Время» 2013-04. Сергей Комиссаров. Як-40 — реактивный первенец местных авиалиний.