Проект реактивного самолета-истребителя ХАИ-2.
Разработчик: ХАИ
Страна: СССР
Проект 1937 г.
Информация об этом проекте тесно переплетается с информацией о деятельности выдающегося конструктора реактивных двигателей, академика Архипа Михайловича Люльки — создателя первого турбореактивного двигателя в СССР. В 1936 году на кафедре тепловых машин Харьковского авиационного института им. Н.Е.Жуковского, инженер А.М.Люлька, в инициативном порядке разработал проекты ТРД как с центробежным одно- и двухступенчатым компрессором (РТД-1, 1937 г.), так и с осевым компрессором (РД-1, 1938 г.).
Схемы ТРД РТД-1 и РД-1 конструкции А.М.Люльки.
Технический Совет института встретил новый проект довольно холодно. Однако не все члены Техсовета отнеслись отрицательно к проекту, разработанному группой Люльки. Его поддержал академик Г.Ф.Проскура, который порекомендовал направить материалы проекта в Москву, в Комитет по изобретениям и открытиям. Но надо учитывать, что в то время не существовало ни газотурбинных двигателей, ни тем более терминологии по ним. Поскольку этот проект не нашел поддержки со стороны членов совета института, Архип Михайлович направился в Москву. Экспертная комиссия, в состав которой входил профессор В.В.Уваров (а он был одним из энтузиастов создания газовых турбин для авиации), одобрила выдвинутые в проекте предложения по созданию силовой установки подобного типа.
Вероятно на стадии работы над проектом двигателя, в ХАИ для летных испытаний ТРД и началась разработка самолета ХАИ-2. Точно неизвестно кто именно занимался этим проектом, но упоминается преподаватель кафедры аэрогидродинамики — А.П.Еременко, и такой сотрудник в ХАИ был, он окончил институт в 1932 году, сохранился приказ по ХАИ № 252 от 23/ІІ-32 г. В этом же приказе указывалось, что его и некоторых других выпускников оставляют для работы в институте и зачисляют в аспиранты.
В нескольких источниках приводятся эскизы трех проекций самолета ХАИ-2, который проектировался по классической схеме с низко расположенным крылом, оперение нормальной схемы, экипаж — один человек, двигатель размещался за кабиной летчика с выходом сопла под хвостовую часть фюзеляжа, т.е. по реданной схеме, что было новинкой на то время. Скорость самолета предполагалась быть равной больше 500 км/ч, в других источниках даже 900 км/ч.
ХАИ-2. Схема.
Пpоект РТД-1 одобpили в наpкомате авиапpомышленности и выделили сpедства на постpойку опытного обpазца. А.М.Люлька был пеpеведен в Ленингpад в специальное констpуктоpское бюpо (СКБ-1) на Киpовском заводе для пpодолжения своих pабот. К проектированию узлов будущего ГТД были привлечены конструкторы Центрального котлотурбинного института им. И.И.Ползунова. Здесь исходный пpоект был пеpеpаботан в более мощный ТРД РД-1 уже с шестиступенчатым осевым компpессоpом. Рабочие чертежи выбранного ТРД РД-1 с осевым компрессором и с тягой 500 кгс были сданы в производство на Кировский завод в Ленинграде в 1940 году.
К августу 1941 года РД-1 был готов в металле на 75%. Уже на этом этапе РД-1 с тягой 500 кгс был пpедложен Главному констpуктоpу А.А.Аpхангельскому для его нового бомбаpдиpовщика СББ. Был готов и пpоект более мощного ТРД М-18 на тягу 600 кгс, но война пpеpвала pаботы над всеми ТРД.
О А.М.Люльке и его РД-1 вспомнили уже в феврале 1942 года в связи с предложением НИИ ВВС возобновить работы по ТРД. С июля 1942 года А.М.Люлька с группой соратников переведен для возобновления работы с Кировского завода Наркомтанкопрома в КБ В.Ф.Болховитинова, где совершенствовали реактивный истребитель «БИ». Из блокадного Ленинграда были вывезены законсервированные и закопанные на территории завода узлы РД-1. Двигатель был доведен лишь в 1947 году и под обозначением ТР-1 испытывался на истребителе Су-11 и бомбардировщике Ил-22.
Напряженность предвоенных лет и грянувшая Великая Отечественная война не дали реализовать проект самолета ХАИ-2, но сам факт существования такого проекта можно оценивать очень высоко. Не у каждого государства на то время были такие наработки. В некоторых источниках указывается, что ХАИ-2 — первый в мире проект самолета с турбореактивным двигателем. Во всяком случае, этот проект предвосхитил подобные решения, реализованные в металле на целых 10 лет.
.
.
Список источников:
В.В.Самулеев. Создатель авиационных двигателей. Журнал «АэроХобби», № 2 за 1993 г.
В.Ф.Кудрявцев. Авиационные двигатели А.М.Люльки.
Ивнамин Султанов. История создания первых отечественных турбореактивных самолётов.
Журнал ХАИ «Открытые информационные и компьютерные интегрированные технологии» № 61, 2013. Летательные аппараты с названием ХАИ-2.