Легкий транспортно-пассажирский самолет П-5.

Разработчик: ОКБ Поликарпова
Страна: СССР
Первый полет: 1931 г.

П-5 это упрощенная гражданская модификация с открытыми кабинами самолета-разведчика Р-5. От боевого варианта отличалась отсутствием вооружения и установкой в задней кабине одного или двух пассажирских кресел. Легкие транспортно-пассажирские самолеты П-5 в начале 1930-х годов открыли регулярное воздушное сообщение в небе СССР. Первый Р-5 № 4629 передали для службы в Гражданском Воздушном флоте в 1931 году. Год спустя уже часть серийных самолетов выпускалась без вооружения и под обозначением П-5 эксплуатировалась на линиях ГВФ. Обычно самолеты использовались для перевозки срочных грузов и почты. Самолет П-5 брал на борт 400 кг груза (два пассажира и багаж).

Летом 1931 года ЦК ВКП (б) принял решение доставлять газету «Правда» в крупнейшие города страны в день ее выхода в Москве. Для осуществления этого решения начиная с 4 июня 1931 года в Харьков, а затем в Ленинград и в другие большие города доставлялись из Москвы на самолетах П-5 матрицы «Правды», с которых в этих городах печатался тираж газеты в день ее выхода в Москве.

В конце 1931 года Управление ГВФ начало комплектовать эскадрилью особого назначения для переброски матриц газеты «Правда» в крупные города Советского Союза. В эскадрилью подбирались лучшие пилоты, обладающие навыками полетов в сложных метеоусловиях и ночью, Для таких полетов Р-5, обладающий хорошей устойчивостью, подходил наилучшим образом, поэтому эскадрилья была в основном укомплектована этими машинами.

По разному проходили эти полеты. Вот как вспоминал об этих полетах знаменитый полярный летчик М.В.Водопьянов: «С матрицами я вылетал ночью, за дна часа до рассвета, с тем расчетом, чтобы ленинградские рабочие могли читать газету не только в тот же день, но даже в тот же час, как и московские. Из Москвы можно вылетать только на лыжах. Но в Ленинграде не было снега и посадка была возможна только на колесах. Тут пригодились добавочные баки. Я прилетал в Ленинград, не делая посадки, сбрасывал в условленном месте матрицы и возвращался в Москву. Весь полет в оба конца занимал семь часов».

Начиная с 1933 года П-5 используются в геологоразведке, санитарной авиации, аэрофотосъемке. До 30 таких самолетов применялось в полярной авиации. Начало использованию в «полярке» положила известная акция по спасению экипажа парохода «Челюскин». Именно пилоты Р-5 В.Молоков, Н.Каманин и М.Водопьянов вывезли большую часть «челюскинцев» — 83 человека.

Большая часть авиапочты на линиях гражданского воздушного флота в стране в период 1932-1938 годов перевозилась именно на П-5. П-5 — один из первых советских крупносерийных гражданских самолетов. За 6 лет, начиная с 1931 года, наша промышленность выпустила более 1000 этих транспортных самолетов. Наряду с П-5 выпускался поплавковый вариант самолета — П-5а.

Самолеты П-5 Магаданского авиаотряда, предназначенные для аэрофотосъемки, на аэродроме «13-й км».

Заправка санитарного самолета П-5 на стоянке.

Летчики у санитарного самолета П-5.

Запуск двигателя на самолете П-5.

Самолет П-5 в полете.

.

.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Михаил Маслов. Самолеты-разведчики Р-5 и P-Z.
Сайт «История России в фотографиях».