Дирижабль «ПОБЕДА».
Страна: СССР
Производитель: 1-й ОВД ВДВ РККА
Первый полет: 1944 г.
Тип: мягкий
Дирижабль «ПОБЕДА» был спроектирован и построен за 6 месяцев в 1944 году, силами 1-го ОВД ВДВ РККА под руководством Б.А.Гарфа. ОВД ВДВ РККА — Отдельный воздухоплавательный дивизион Воздушно-десантных войск Рабоче-крестьянской красной армии. ОВД ВДВ располагался в Долгопрудном на месте современного сквера Долгова. Дирижабль «ПОБЕДА» применялся для доставки и обеспечения водородом десантных аэростатов ВДВ.
На Черноморском флоте был организован специальный воздухоплавательный отряд для поиска мин и затонувших кораблей. Для этой цели в сентябре 1945 года из Москвы в Севастополь совершил перелет дирижабль «ПОБЕДА» под командой капитана А.И.Рощина.
26 сентября дирижабль “ПОБЕДА” вылетел в свой первый ознакомительный полет. Полет продолжался 4 часа и 20 минут. В первом же полете, прямо на выходе из Севастопольской бухты, с дирижабля была обнаружена затаившаяся на небольшой глубине мина, хотя до этого было проведено неоднократное траление бухты. Вызванный по радио из дирижабля тральщик выловил эту мину, отбуксировал ее в открытое море и там расстрелял.
А.И.Рощин вспоминал: «Мы провели большую программу научно-исследовательских работ, несколько раз летали на разведку мин. Штормы срывали их со стальных тросов. Блуждая в море, они угрожали торговым и пассажирским судам. Мы отыскивали мины и сообщали об этом командирам траловых судов, которые их уничтожали. Бывали случаи, когда мы спускались над морем до 5 метров и свободно разговаривали с командирами катеров, указывая им местонахождение мин.»
Дирижабль проводил аэрофотосъемку минных полей и участвовал в экспериментах по обнаружению подводных лодок. Попутно дирижабль проводил опыты по обнаружению косяков рыбы в акваториях Черного моря.
Эксплуатация воздушного корабля в Севастополе проводилась с 23 сентября по 2 ноября. Всего дирижабль «ПОБЕДА» совершил на Черном море 20 полетов общей продолжительностью 113 часов. По итогам боевой работы «ПОБЕДА» командующий Черноморским флотом адмирал Ф.С.Октябрьский запросил в Главном штабе ВМФ две эскадры дирижаблей для своего флота. Однако дальнейшего продолжения программа, к сожалению, не получила.
После 3-х лет безупречной работы дирижабль «ПОБЕДА» трагически погиб.
29 января 1947 года во время полета на небольшой высоте воздушный корабль зацепил ЛЭП. Провода намотались на винты и удерживая судно на «привязи», не давали возможности маневрировать. По решению командира экипажа А.И.Рощина был сброшен балласт и судно, получив дополнительную сплавную силу, порвало удерживающий провод. После этого дирижабль с отказавшими двигателями стал быстро набирать высоту.
Подъем происходил настолько быстро, что пропускная способность выпускных клапанов оказалась недостаточной для поддержания расчетного давления газа в оболочке. Достигнув по мере набора высоты максимального давления в оболочке, дирижабль разрушился, погибло 3 человека.
ЛТХ:
Модель: Дирижабль «ПОБЕДА».
Объём,м3: 5000
Макс.скорость,км/ч: 70
Макс.грузоподъёмность,кг: 1500
Погибшие члены экипажа «Победы»:
Ф.И.Мутовкин;
А.И.Рощин;
К.М.Мурашко.
Дирижабль «ПОБЕДА» заходит на посадку.
Дирижабль «ПОБЕДА» перед взлетом.
Дирижабль «ПОБЕДА» на стоянке в Севастополе в овраге горы Килен-балка.
Дирижабль «ПОБЕДА». Слив газа с аэростата.
Три ниши посередине снимка — прах экипажа дирижабля «ПОБЕДА».
.
.
Список источников:
Е.Д.Карамышев. Фотоальбом «Управляемые аэростаты России и Советского Союза». 1925 г.
Энциклопедия Долгопрудного. Дирижабли и дирижаблестроение (http://dolgoprud.org/photo/?sect=9).
Н.П.Полозов, М.А.Сорокин. Воздухоплавание. 1940 г.
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
М.Я.Арие. В небе — дирижабли.