Тяжелый истребитель ДИС.
Разработчик: Мясищев
Страна: СССР
Первый полет: 1945 г.
Весной 1945 года в ОКБ завода № 482 было начато проектирование дальнего истребителя сопровождения (ДИС) на основе недавно испытанного тяжелого истребителя Пе-2И. Проект нового самолета разрабатывался в двухместном и трехместном вариантах в лице одной опытной машины. Основным из них считался двухместный самолет, поскольку «подселение» третьего члена экипажа было предусмотрено во внеплановом порядке в зависимости от боевого задания. Отметим, что оба пилота, летчик и штурман находились в одной кабине и сидели спиной к спине с возможностью разворота последнего.
Характерной чертой этого аппарата было очень мощное наступательное вооружение. В носовой части фюзеляжа были установлены две (одна) пушки Б-20, закрепленные в неподвижном положении, а снизу корпуса, в утолщении, сделанном еще на Пе-2И для подвески выступающей однотонной бомбы, были установлены еще две пушки калибра 37-мм пушки НС-37 или 45-мм НС-45 и даже два орудия по 57-мм. Для боезапаса, соответственно по 250 снарядов, по 200 снарядов и наконец, по 175 снарядов было определено вполне достаточно места в корпусе самолета. Масса секундного залпа составляла от 12,3 кг до 17,8 кг. У штурмана на турели была установлена еще одна короткоствольная пушка М.Е.Березина БТ-20 для защиты с задней полусферы.
Постройка самолета началась 15 июля и завершилась к 2 ноября 1945 года. Везде прослеживалось перевыполнение плановых заданий, а упрощенная технология сборки способствовала ускорению монтажных и сборочных работ во всех цехах строящегося предприятия. Напомним, что В.М.Мясищев был эвакуирован в Казань в 1942 году и сменил там главного конструктора А.И.Путилова, который занимался серией Пе-2. После гибели В.М.Петлякова его место временно занимал А.М.Изаксон, продолжая вести серию пикировщика. Когда же он перестал справляться с бешенным темпом работы, его сняли с должности и назначили очередным преемником Петлякова А.И.Путилова, которого всеми правдами и неправдами перевел к себе А.Н.Туполев, порекомендовав на его место Мясищева. Так вот оно и случилось, что за одного битого поочередно двух еще более битых дали… Из Казани, где на 22 заводе Мясищеву все-таки удалось добиться требуемых показателей в выпуске «Пешек», его ОКБ было реэвакуировано в Москву, где конструкторам и производственникам была выделена небольшая территория бывшего завода № 133, преобразованная во время войны в ремонтно-складскую базу ГВФ. Этот огороженный пятачок на Ходынке обозвали заводом № 482 и давай, Мясищев, стройся! …
Проектирование, макетные работы и постройка будущих самолетов Мясищева начались параллельно с отстройкой новых добротных корпусов, предназначенных для ОКБ, лабораторий, цехов и других заводских служб.
Конструкция ДИС цельнометаллическая, как и у всех предыдущих «Пешек», особенно как у Пе-2И. Нововведениями были противообледенители на всех важных агрегатах самолета. За счет законцовок был несколько увеличен размах крыла. Двигатели были установлены на прежних местах, но с радикально измененной системой охлаждения. Так, водорадиаторы были помещены в развитом центроплане крыла. Маслорадиаторы вместе с воздухозаборниками карбюраторов были разнесены по наружным сторонам двигателей до пределов, ограниченных воздушными винтами. Моторы М-107, переименованные указом наркома авиационной промышленности в ВК-107, отличались двумя верхними рядами выхлопных патрубков. Четыре ряда выхлопов потребовались мотористам из-за чрезвычайного повышения температурных режимов работы ВК-107 по сравнению с двигателем М-105, которые по тому же приказу от 9 марта 1944 года были переименованы в ВК-105.
Известно , что доводкой моторов М-107 на своем самолете «ПО» в шараге завода № 288 г. Омска занимался Д.Л.Томашевич. К 1944 году ему это удалось сделать за счет мощных масло- и водорадиаторных групп. Тогда и пошли моторы этого типа на опытные «Пешки»…
Первый экземпляр самолета ДИС 2ВК-107А с пушками НС-45 был закончен постройкой к 16 октября и спустя два дня начал летать по программе заводских испытаний. К началу 1946 года заводские летные испытания находились в стадии завершения, все вооружение отстреляно на полигоне в Ногинске, самолет готовился к передаче на государственные испытания в ГК НИИ ВВС.
Второй экземпляр самолета строился. К концу года готовность самолета оценивалась в 50%. На него планировалось установить моторы ВК-108. Завершение работ по самолету ожидалось к 10 февраля 1946 года.
Однако окончание войны и переход на реактивную технику определили судьбу самолета, оставшегося в единственном экземпляре. В феврале 1946 года ОКБ-482 было закрыто, В.М.Мясищев освобожден от должности, а программа по самолету ДИС с двигателями ВК-107А и ВК-108 была свернута.
ЛТХ:
Модификация: ДИС
Размах крыла, м: 18,11
Длина, м: 13,795
Высота, м: 3,95
Площадь крыла, м2: 43,80
Масса, кг
-пустого самолета: 7300
-нормальная взлетная: 9850
-максимальная взлетная: 11700
-топлива: 1675/3000
Тип двигателя: 2 х ПД ВК-107А
-мощность, л.с.: 2 х 1550
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 531
-на высоте: 627
Перегоночная дальность, км: 4000
Практическая дальность, км: 1700
Практический потолок, м: 9600
Экипаж,чел: 2
Вооружение: две 20-мм неподвижные пушки Б-20, в нижней части фюзеляжа, две 37-мм пушки НС-37 или 45-мм НС-45, для защиты верхней задней полусферы — две 20-мм пушки БТ-20.
Макет самолета ДИС.
ДИС-2ВК-107А. Рисунок.
Компоновочная схема ДИС.
ДИС-2ВК-107А. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Мясищев ДИС».
Журнал «Авиация и Космонавтика» № 2 за 2015 г. Олег Растренин. ТИС Самолет тройного назначения для ВВС Красной Армии.