Проект пассажирского самолета «Гаккель.Х».
Разработчик: Я.М.Гаккель
Страна: СССР
Проект 1922 г.
Одним из первых в послереволюционной Советской России к теме пассажирских самолетов обратился пионер авиации Яков Модестович Гаккель. В период 1910-1912 годов он построил девять летательных аппаратов, семь из которых вполне успешно летали. В дальнейшем, по причине недостатка средств, Гаккель был вынужден прекратить деятельность в авиастроительстве. Известно, что позднее, он, инженер-электрик по образованию, занимался созданием тепловозов и электровозов и достиг в этой области несомненных успехов, став и в этой новой для России области техники первопроходцем. Однако был период, когда Яков Модестович надеялся продолжить свои работы в авиации, причем надежды свои связывал с созданием аппаратов для Гражданского воздушного флота.
Еще в 1921 году он разрабатывает проект пассажирского триплана на 25-30 человек, затем готовит схемы пятимоторного триплана и подобного четырехплана. Наиболее обстоятельной работой Гаккеля этого периода явился проект трехмоторного самолета, обозначенный конструктором как «Самолет пассажирский тип X». В пояснительной записке к проекту, датированной 23.VI.1922 г. и направленной от лица профессора Гаккеля для рассмотрения в комиссию Главвоздухфлота указывалось:
«Предлагаемый тип самолета — биплан — разработан после рассмотрения ряда вариантов. Мы остановились на нем вследствие выяснившихся преимуществ перед другими, — писал Я.М.Гаккель в пояснительной записке.
— Основу самолета составляет ромбовидное тело (фюзеляж) с закрытой кабиной для 15 пассажиров. Перед пассажирской кабиной расположено помещение пилота и механика… В носовой части самолета установлен центральный мотор. Два других подвешены симметрично по обеим сторонам, на высоте центрального мотора, между крыльями. Расстояние между осями боковых моторов составляет 5 м, они снабжены толкающими пропеллерами».
Далее следует обоснование первого несомненного преимущества перед всеми прочими нового самолета: оно заключается в том, что Гаккель сумел превратить боковые двигатели в силовые стойки, поддерживающие крылья.
Он пишет: «Конструкция, поддерживающая боковые моторы, является вместе с тем связью между крыльями биплана. Таким образом, свободно-несущие крылья начинаются лишь от моторов и при размерах крыльев в 22 метра свободные крылья получились бы длиною по 8,5 м».
Гаккель поясняет, что такая конструктивная находка позволила уменьшить поперечное сечение крыльев, увеличить их жесткость, уменьшить вибрацию крыльев в полете, менять их установочный угол и противодействовать короблению.
«Это соединение является новой, оригинальной конструкцией, которую мы называем «двойной кронштейн»…» На двух страницах он приводит расчеты и схемы, подтверждающие преимущества «двойного кронштейна» и размеры главных частей самолета:
размах крыльев — 22 м;
расстояние между крыльями — 2,1 м;
наибольшая толщина — 0,5 м;
площадь крыльев — 105 м2;
установочный угол нижнего крыла — 5°;
площадь стабилизатора — 8 м2;
площадь киля — 3,5 м2;
длина самолета — 15 м;
высота — 4,2 м.
Крылья Гаккель намеревался обшить 5-миллиметровой ольховой фанерой, все другие части — 3-миллиметровой. Интересно, что для уменьшения вредного сопротивления он подробно описал технологию обработки обшивки: фанера полируется, покрывается вареной олифой, после высыхания крепится латунными шурупами, затем шпаклюется, зачищаются стыки, затем самолет окрашивается два раза масляной краской и наконец покрывается масляным лаком. (Эта часть описания, вероятно, будет интересна самодельщикам).
Под полом кабины пилота и механика Гаккель поместил бензиновые баки емкостью в 1360 литров и масляные баки. Обзор из кабины пилота был хороший.
Как видим, самолет Гаккеля был достаточно комфортабелен для 1922 года, когда он проектировался, по сравнению с другими, обслуживающими авиалинии Франции, Италии и Англии. Самолет мог выполнять 8-часовой полет со скоростью 160 км/ч.
Заканчивалась объяснительная записка вариантами выбора силовой установки и подсчетом весов для различных вариантов полета: «Как выяснилось из аэродинамического подсчета — для выполнения задания восьмичасового полета со скоростью 160 км/час при 6 человеках команды или при 4-х часовом полете при 14 человеках (2 летчика и 12 пассажиров) потребуется мощность всех моторов в 650 л.с. Эту мощность мы разбиваем на три мотора: берем головной мотор Роллс-Ройс в 360 л.с. и два боковых БМВ по 185 л.с, т.е. всего 730 л.с.» Вес пустого самолета получался по расчетам 3070 кг, полетный вес 4500 кг. Полезный груз — 1400 кг.
Далее Гаккель пишет, что, хотя труды профессора Н.Е.Жуковского, А.Г.Эйффеля и Г.А.Ботезата дают возможность определить расчетную максимальную скорость его самолета, он тем не менее путем сравнения характеристик с самолетами Фоккера, Юнкерса, Дорнье и Кертиса вычисляет наиболее вероятную максимальную скорость «Гаккеля Х», равную 203 км/ч. После чего он заключает:
«Отсюда видим, что расчет сделан нами не только осторожно, но с таким запасом, что можно ожидать от проектируемого нами самолета выполнения более тяжелых заданий, чем поставленные нами себе вначале. Профессор Я.Гаккель, 15 июля 1922 года.»
Гаккель.Х. Рисунок.
Гаккель.Х. Чертеж.
Проект самолета Гаккеля создавался в период всеобщего интереса к гражданской авиации, он также совпал с появлением в России различных (прежде всего немецких) обществ, стремящихся получить исключительное право на организацию воздушных сообщений. Очевидно, поэтому Я.М.Гаккель предлагал (в частности, инженеру Б.Н.Воробьеву) основать свое акционерное общество по производству и эксплуатации задуманного самолета. Впрочем, в 1922 году для постройки такого затратного пассажирского самолета попросту не имелось средств, поэтому дальнейшего развития он не получил.
Я.М.Гаккель намеревался передать для публикации и другие свои разработки: быстроходного глиссера, учебно-спортивного самолета «Гаккель.XI», авиетки «Муха», гидросамолета, — но они случайно попали в другие руки и пропали бесследно…
Проект авиетки «Муха».
Проект авиетки «Муха»
.
.
Список источников:
Михаил Маслов. Проект пассажирского самолета Я.М. Гаккеля.
Николай Непомнящий. 100 великих загадок русской истории. Пропавшая рукопись инженера Гаккеля.