Воздухоплавательные части в Русско-японской войне 1904-1905 гг.
Осенью 1900 года наместник на Дальнем Востоке Е.И.Алексеев просил военное министерство создать в крепости Порт-Артур типовое крепостное воздухоплавательное отделение по штату. К сожалению, просьба не встретила понимания в Санкт-Петербурге и была отклонена под предлогом отсутствия средств. Через два года, когда первые опыты по использованию шаров на флоте дали положительные результаты, было решено создать 3 морских воздухоплавательных отделения: в Севастополе, Порт-Артуре и Кронштадте. Сформировать второе из них поручили Михаилу Ивановичу Лаврову. К осени 1903 года он окончил в Санкт-Петербурге обучение матросов и изготовление всего необходимого оборудования. Все имущество (а это 49 ящиков и 5 тюков с воздухоплавательным имуществом общим весом более 9,5 тонн; в них находились 2 шаровые оболочки по 450 м3, 3 корзины, 2 газгольдера, 2 телефонные станции, лаковарня, 9-мачтовый парусиновый забор для прикрытия от ветра наполненных оболочек, запасы лака, алюминия и едкого натра, инструменты и др. ) было отправлено в Порт-Артур на пароходе Восточно-Азиатской компании «Манджурия». Не дойдя всего 17 миль до Порт-Артура, пароход был захвачен японцами в первый же день войны. Все имущество досталось противнику. Лейтенант М.И.Лавров смог добраться до места службы лишь через три с половиной недели после нападения японцев — один, без шаров и обученных помощников. В Порт-Артуре он развернул строительство шаров, столь необходимых для обнаружения батарей неприятеля и корректировке огня русский орудий. К сожалению потерпел неудачу.
Лейтенант Николай Николаевич Шрейбер был вызван в Порт-Артур по личному распоряжению адмирала С.О.Макарова для организации разведки с помощью воздушных змеев. Использовал минный крейсер «Всадник» для подъема воздушных змеев 27 и 28 мая, 20 и 27 июня 1904 года. После боя в Желтом море был интернирован и вместе с эскадренным броненосцем «Цесаревич» остался в германской военно-морской базе Циндао.
Активно воздушные шары и аэростаты стали применяться и на фронте в Маньчжурской армии. В сражении близ Ляояна и на реке Шахэ.
Змейковый аэростат. Ляоян. Август 1904 г.
Аэростат на позиции у Гуцзяцы. 1904 г.
Подьем аэростата для осмотра позиций у деревни Сандепу.
Русские наблюдатели подготавливают воздушный шар к подъёму. Ляоян. Август 1904 г.
В конце 1904 года в Либаве в большой спешке готовили к отправке на Дальний Восток специально оборудованный воздухоплавательный транспорт «Русь», на его борту 4 змейковых аэростата (715 куб. м), 1 сферический аэростат (640 куб. м), 4 сигнальных змейковых аэростата (37 куб. м). Аэростаты должны были помочь в своевременном обнаружении коммерческих судов для их перехвата и боевых кораблей противника — для уклонения от неравного боя: ведь поднятый на высоту в 300 м аэростат давал обзор в 31 милю! Транспорт «Русь» отправился в поход вместе с эскадрой контр-адмирала Небогатова, но близ Дании произошла поломка в машинах и столь нужный корабль вернулся назад.
Крейсер-аэростатоносец «Русь» с поднятым змейковым аэростатом.
Аэростаты на палубе крейсера «Русь».
В апреле 1905 года впервые в мире аэростаты были применены на флоте в боевой обстановке. Контр-адмирал К.П.Иессен, руководитель владивостокской бригады крейсеров, сделал запрос в Главный морской штаб с просьбой о создании во Владивостоке воздухоплавательного парка и закупки двух воздушных шаров для того чтобы разместить их на броненосном крейсере I ранга «Россия». 24 апреля 1905 года крейсера «Россия» и «Громобой» снялись с якоря и благополучно миновав выставленное японской эскадрой контр-адмирала Х.Камимуры минное заграждение, направились к Цугарскому проливу.
В ходе похода с помощью аэростатов было обнаружено несколько японских шхун, которые были захвачены и отправлены на дно. Кроме того, наблюдателю Ф.А.Посникову удалось с высоты 200 м обнаружить почти прямо по курсу вершину высокой горы, нижняя часть которой была скрыта туманом, причем, по оценкам штурманов, расстояние до берега в тот момент составляло около 60 миль. Так на практике подтвердилось высказанное в 1897 году вице-адмиралом С.О.Макаровым предположение о целесообразности использования шаров для ориентации в тумане.
Аэростат «Чайка». Броненосный крейсер «Россия».
Змейковый аэростат крейсера «Россия». Май 1905 г.
В последний раз в Русско-японской войне воздушный шар был применен 15 мая 1905 года на эскадренном миноносце «Бравый» у которого на подходе к Владивостоку закончился уголь. С помощью воздушного шара миноносец поднял антенну радиотелеграфа и вызвал на помощь корабли Владивостокского отряда и был 17 мая на буксире приведён в порт.
Русско-японская война показала, что аэростаты способны принести большую пользу, в особенности для флота.
Краткая хроника полевых воздухоплавательных частей:
-8 апреля 1904 г. Сформирована на Дальнем Востоке Сибирская Воздухоплавательная рота.
-8 июля 1904 г. Сформирован Восточно-Сибирский Полевой Воздухоплавательный батальон.
-21 октября 1904 г. Восточно-Сибирский Полевой Воздухоплавательный батальон назван 1-м Восточно-Сибирским Полевым Воздухоплавательным батальоном, а Сибирская Воздухоплавательная рота развернута во 2-й Полевой Воздухоплавательный батальон.
-9 апреля 1905 г. Сформирован 3-й Восточно-Сибирский Полевой Воздухоплавательный батальон.
.
.
Список источников:
Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов под редакцией В.А.Попова.
П.Д.Дузь. История воздухоплавания и авиации в России (период до 1914 г.).
Н.П.Полозов, М.А.Сорокин. Воздухоплавание. 1940 г.