Дирижабль «БЕРКУТ» (CLEMENT BAYARD №1).

Страна: Российская империя
Производитель: французское акционерное общество «Астра» (Astra)
Первый полет: 29 октября 1908 г.
Тип: мягкий.

В действительности, дирижабль, приобретённый Россией в 1910 году у Франции, был одним из первых аэростатов «Астры» (завод «Clement Bayard»), построенных ещё в 1908 году под названием CLEMENT BAYARD № 1.

«Clement-Bayard» на своих ранних дирижаблях использовал газовое оперение — матерчатые наполненные газом мешки цилиндрической формы крепились к кормовой части оболочки. Отличительной чертой первых дирижаблей этой фирмы были также длинные гондолы, которые позволяли более равномерно распределять груз, но создавали дополнительную парусность.

Во Франции аэростат успел стать рекордсменом, набрав высоту в 1500 м и продержавшись на ней два часа. Однако слишком долгое пребывание на рекордной высоте привело к истощению запасов бензина до завершения полета. На этапе спуска двигатели остановились, и дирижабль стало сносить в сторону Сены. Чтобы избежать падения в реку, экипаж использовал разрывное приспособление. Тем не менее, дирижабль столкнулся с водой на небольшом расстоянии от берега. Экипаж не пострадал, а дирижабль получил незначительные повреждения.

В России в преддверии Первой мировой войны дирижабль «БЕРКУТ» был передан в распоряжение 2-й воздухоплавательной роте. Этот дирижабль, к тому времени уже морально устаревший и изношенный, прошел капитальный ремонт. Но — обладатели малой скорости и низкого «потолка» — подобные аэростаты использовались лишь в ближней разведке и для учебных целей.

С середины 1915 года работа малых дирижаблей сильно осложнилась появлением самолетов-истребителей, стрелявших зажигательными пулями, от которых наполненные водородом аэростаты легко воспламенялись. Серьёзным противником так же стала зенитная артиллерия.

При отсутствии истребителей сопровождения, на высоте полета, не превышавшей 2000-2500 м и при такой тихоходности, выполнять боевые задания дирижаблям становилось все труднее и труднее.

Летом 1916 года дирижабль «БЕРКУТ» был разобран.

ЛТХ:

Название: «БЕРКУТ» (фр. «Clement Bayard»)
Длина, м: 56,2
Объем, м3: 3500
Диаметр максимальный, м: 10,6
Двигатель, марка: —
-мощность, л.с.: 1 x 77
Винты, кол-во/диаметр, м: 1/5
Число и объем баллонетов, м3: 1 х 1100
Полезная нагрузка, кг: 800
Максимальная скорость, км/ч: 54
Потолок, м: 3100
Продолжительность полета макс., ч: 10
Вооружение: с 1912 года ружья-пулеметы «Madsen».

1.БЕРКУТ ( Clement Bayard № 1 ) российский дирижабль купленный у Франции.

«БЕРКУТ» ( Clement Bayard № 1 ) — российский дирижабль купленный у Франции.

Дирижабль Clement Bayard № 1

Дирижабль «Clement Bayard № 1».

3.Дирижабль БЕРКУТ (CLEMENT BAYARD №1) в полете.

Дирижабль «БЕРКУТ» (CLEMENT BAYARD №1) в полете.

4.Дирижабль БЕРКУТ (CLEMENT BAYARD №1).Вводка в эллинг. Брест-Литовск 1912 г.

Дирижабль «БЕРКУТ». Вводка в эллинг. Брест-Литовск 1912 г.

.

.

Список источников:
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
Сайт «Ретроплан». Дирижабль «БЕРКУТ».
Е.Д.Карамышев. Фотоальбом «Управляемые аэростаты России и Советского Союза». 1925 г.
Энциклопедия Долгопрудного. Дирижабли и дирижаблестроение (http://dolgoprud.org/photo/?sect=9).