Дирижабль «ГОЛУБЬ».

Страна: Российская Империя
Разработчик: профессор Боклевский, профессор Ван-дер-Флит, инженер В.Ф.Найденов, капитан Б.В.Голубов
Производитель: Ижорский завод (г.Колпино)
Первый полет: лето, 1910 г.
Тип: Мягкий.

Дирижабль «ГОЛУБЬ» был построен в 1910 году на Ижорском заводе по проекту профессоров Боклевского и Ван-дер-Флита при активном участии инженера В.Ф.Найденова. Летом того же года совершил первый полёт. Испытания дирижабля прошли успешно и уже осенью «ГОЛУБЬ» прилетает на Первую авиационную неделю, организованную на Коломяжском аэродроме.

«ГОЛУБЬ» стал в ряд первых русских дирижаблей, снабжённых оружием. В апреле 1912 года воздухоплавательный комитет Главного инженерного управления принимает решение о вооружении управляемых аэростатов малой ёмкости ружьями-пулеметами «Madsen» в количестве от 2 до 4 штук (в зависимости от их подъемной силы) с запасом в 1500 патронов на каждое ружье. Подобное решение оказалось верным: стрельба с бортов дирижаблей давала 73,8% попадания в цель с высоты 600 м.

На дирижабль «ГОЛУБЬ» устанавливалась радиотелеграфная установка с дальностью 90 км.

Во время Первой Мировой войны дирижабль поступил на вооружение 3-й воздухоплавательной роты. Здесь его использовали исключительно для разведывательных целей, но за линию фронта он не залетал. К тому времени дирижабль уже был довольно потрепан, разоружён, но после капитального ремонта вновь вернулся в строй.

В октябре 1914 года дирижабль был перемещён в Лиду, где его разобрали.

Вновь его собрали в 1916 году. Причиной этому послужила заинтересованность Морского ведомства Российской Империи. В 1915 году в России стало известно, что в Англии небольшие дирижабли успешно несут разведывательную и патрульную службу в интересах морского флота, предупреждая его о присутствии подводных лодок и мин. В Англию были направлены кадры для обучения, которым по возвращении потребовался «тренировочный» аэростат. Морское ведомство заполучило у военного дирижабль «ГОЛУБЬ», но полетать на нём морякам не удалось — 22 июня дирижабль «ГОЛУБЬ» стоял на открытом биваке и во время шторма у него лопнула оболочка. Тем не менее, «ГОЛУБЬ» сыграл определенную роль в подготовке воздухоплавателей и обслуживающего персонала морского ведомства России. Люди получили опыт в сборке дирижабля и уходе за ним, в наполнении его газом, в обращении с оболочкой и газгольдерами.

ЛТХ:

Тип: мягкий
Год постройки: 1910
Объем, м 3: 2270
Длина, м: 42
Макс. диаметр, м: 9,8
Двигатель: 1 х ПД «Curtiss»
-мощность, л.с.: 1 х 75
Винты число/диаметр, м: 2/-?
Число и объем баллонетов, м3: 1 х 500
Полезная нагрузка, кг: 800
Макс. количество пассажиров, чел.: нет данных
Макс. скорость, км/ч: 50
Потолок, м: 2000
Макс. продолжительность полета, ч: 4
Экипаж: 4 чел
Вооружение: ружья-пулеметы «Madsen»

1.Дирижабль ГОЛУБЬ на Комендантском аэродроме.

Дирижабль «ГОЛУБЬ» на Комендантском аэродроме.

2.Первый полет дирижабля ГОЛУБЬ.

Первый полет дирижабля «ГОЛУБЬ».

3.Дирижабль ГОЛУБЬ в полете.

Дирижабль «ГОЛУБЬ» в полете.

4.Фотографии дирижабля ГОЛУБЬ из газет.

Фотографии дирижабля «ГОЛУБЬ» из газет.

5.Гондола дирижабля ГОЛУБЬ на выставке.

Гондола дирижабля «ГОЛУБЬ» на выставке.

.

.

Список источников:
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
Сайт «Ретроплан». Дирижабль «ГОЛУБЬ».
Е.Д.Карамышев. Фотоальбом «Управляемые аэростаты России и Советского Союза». 1925 г.
Энциклопедия Долгопрудного. Дирижабли и дирижаблестроение (http://dolgoprud.org/photo/?sect=9).
Архив ЦГАКФФД.