Дирижабль «ГРИФ» («Parseval-Luftschiff» PL 7).

Страна: Российская империя
Производитель: Luftfahrzeug GmbH (Германия)
Конструктор: Август Парсеваль (August Parseval)
Первый полет: 30 октября 1910 г.
Тип: мягкий.

Купленный у германской фирмы «Люфтфарцейг» дирижабль «Parseval-Luftschiff PL 7» обладал объемом 7300 м3 (наибольшим среди имевшихся в то время в России дирижаблей), длину 70 м, был оснащен двумя двигателями «N.A.G.» мощностью по 81 л.с. Полезная нагрузка составляла 3700 кг, потолок — 2300 м, продолжительность полета достигала 20 часов.

Осенью 1910 года дирижабль прибыл в Санкт-Петербург, его испытания отложили на весну следующего года. Он предназначался для вооружения 10-й воздухоплавательной роты дислоцированной в Бердичеве. Приемка дирижабля в казну состоялась в конце лета 1911 года, в русской армии он получил обозначение «ГРИФ» и стал одним из пяти больших дирижаблей, принятых на вооружение русской армии в 1911 году.

Русский военный воздухоплаватель А.И.Шабский отмечал, что «…аэростаты Парсеваля сравнительно с другими системами обладают многими преимуществами. Значительно большая грузоподъемность (нет лишних тяжелых частей), выдающаяся скорость хода (до 55 верст в час), быстрота и удобство сборки, разборки и перевозки, продолжительность хода — делают их весьма ценными аэростатами в применении к военным целям. …Последние экземпляры (№№ VI-VII-VIII) имеют объемы 5000-8000 куб. м., скорости же, проявленные ими, достигают 14-16 метров в секунду (48-55 верст в час). Эти скорости в настоящее время являются максимальными для всех систем.»

Дирижабль «ГРИФ» был классическим образцом парсевалевского мягкого аэростата: близкая к цилиндрической форме оболочка со сферической носовой и конической кормовой законцовками. Внутри оболочки в носовой и кормовой частях — 2 воздушных баллонета, соединенные мягкими воздухопроводами с установленным в гондоле вентилятором. В кормовой части оболочки имелись 2 горизонтальных стабилизатора и 1 вертикальный, к которому крепился руль направления. Стабилизаторы представляли собой деревянные рамы, обтянутые тканью. Гондола подвешена на параллельных тросах к поясу, нашитому на оболочку чуть ниже её «экватора». От пояса из носовой и кормовой частей оболочки к гондоле шли также наклонные тросы, пропущенные через ролики, установленные в гондоле. Такая система подвески давала некоторую свободу плоскопараллельного перемещения гондолы и улучшала устойчивость дирижабля в вертикальной плоскости.

В 10-й воздухоплавательной роте эксплуатацией дирижабля «ГРИФ» занималась команда в следующем составе:
1) полковник Попов.
2) командир «ГРИФа» капитан В.Л.Нижевский.
3) его помощник штабс-капитан. А.П.Чечулин.
4) штабс-капитан М.О.Сафонов.
5) старший механик Н.Я.Наумов

В прессе того времени сохранилось свидетельство об опытах подобных полётов:

«Дирижабль «ГРИФЪ» 10-й воздухоплавательной роты въ Бердичеве 18-го августа потерпелъ аварію во время рекогносцировочнаго учебнаго полета. Попавъ въ сплошную гряду облаковъ, шаръ потерялъ изъ винду землю и долго безъ направленія кружилъ въ воздухе. Прорывъ облаковъ далъ возможность оріентироваться и направить спускъ къ эллингу; проделать благополучно спускъ не удалось: даннымъ заднимъ ходомъ у самой земли сломало винтъ шара. Починившись, «ГРИФЪ» поднялся вторично, но былъ сброшенъ внизъ нисходящимъ ветромъ. Шаръ ударился о землю, снова сломался винтъ, и гондолу поволокло по земле около полутора верстъ. Ударомъ о бугоръ выбило изъ поврежденной гондолы 28 пуд. балласта и безпомощную команду понесло вверхъ. Выпускъ газа чуть не повлекъ разрыва оболочки, начавшую морщиться и складываться пополамъ. С помощью сбежавшихся крестьянъ селъ Быстрика и Меркушевки шаръ съ трудомъ, наконецъ спустился безъ вреда для команды и доставленъ въ эллингъ для исправленія поврежденій.»

Авария управляемого шара «Гриф» в Бердичеве. Журнал «Огонек», С.-Петербург, 1912 г.

В 1912 году по решению воздухоплавательного комитета Главного инженерного управления в 1912 году «ГРИФ» был снабжён двумя пулеметами «максим» с 3000 патронов на каждый пулемет.

В 1915 году дирижабль демонтировали.

ЛТХ:

Название: «ГРИФ» (Parseval-Luftschiff PL.7)
Длина, м: 70
Объем, м3: 7300
Диаметр максимальный, м: 14
Двигатель, марка: 2 х ПД «N.A.G.»
-мощность, л.с.: 2 х 81
Винты, кол-во/диаметр, м: 2 x 4,2
Число и объем баллонетов, м3: 2 x 900
Полезная нагрузка, кг: 3700
Максимальное кол-во пассажиров: 4
Максимальная скорость, км/ч: 59
Потолок, м: 2300
Макс. продолжительность полета, ч: 20
Вооружение: 2 x пулемета «Максим».

 1.Дирижабль Parseval-Luftschiff PL 7. Ввод в эллинг.

Дирижабль «Parseval-Luftschiff» PL 7. Выводка из эллинга.

2.Дирижабль Parseval-Luftschiff PL 7

Дирижабль «Parseval-Luftschiff» PL 7.

3.Заметка о приемке дирижабля Parseval - будующего ГРИФа.

Заметка о приемке дирижабля «Parseval» — будующего «ГРИФа».

4.Заметка о испытательных полетах дирижабля Парсеваль.

Заметка о испытательных полетах дирижабля «Парсеваль» («ГРИФ»).

5.Дирижабль ГРИФ был куплен у Германии в 1910 г.

Дирижабль «ГРИФ» был куплен у Германии в 1910 г.

6.Дирижабль ГРИФ в полете.

Дирижабль «ГРИФ» в полете.

.

.

Список источников:
Д.Соболев, Д.Хазанов. Немецкий след в истории отечественной авиации.
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
Сайт «Ретроплан» (retroplan.ru). Дирижабль «ГРИФ» (Parseval-Luftschiff PL 7)
Е.Д.Карамышев. Фотоальбом «Управляемые аэростаты России и Советского Союза». 1925 г.