Дирижабль «КРЕЧЕТ» («КОМИССИОННЫЙ»).

Страна: Российская империя
Производитель: совместная работа отечественных производителей
Разработчик: комиссия Главного инженерного управления под руководством профессора Военно-инженерной академии генерала Н.Л.Кирпичева
Первый полет: 12 августа (30 июля) 1910 г.
Тип: полужесткий.

21 февраля 1907 года приказом генерал-инспектора А.П.Вернандера была создана специальная комиссия Главного инженерного управления под руководством профессора Военно-инженерной академии генерала Н.Л.Кирпичева, которая вела разработку и постройку первого отечественного военного дирижабля.

В состав комиссии входили военные инженеры и воздухоплаватели: генерал-майор A.M.Кованько, инженер-полковник E.С.Федоров, инженер-подполковник В.Ф.Найденов, подполковник В.А.Семковский и капитан Н.И.Утешев.

Перед комиссией была поставлена довольно трудная задача. Как признавали позже в военном министерстве, никто из членов комиссии, кроме полковника Федорова, ни разу не видал управляемого аэростата. Проект дирижабля самостоятельно составили выделенные для этого из состава комиссии Утешев, Немченко, Антонов, причем в основу проекта была положена конструкция уже построенного во Франции управляемого аэростата «Patrie» (братьев Лебоди) полужесткой системы. Объем аэростата запроектировали в 4073 м3 при двух моторах мощностью по 50 л.с. каждый.

Дирижабль «Patrie» братьев Лебоди. 

Данный полужесткий дирижабль, вначале названный «Комиссионный», а позднее переименованный в «КРЕЧЕТ», был построен в июле 1909 года. При его постройке были также учтены немецкий опыт постройки полужесткого дирижабля типа «Гросс» и добавлены собственные нововведения. Конструкторы отказались от матерчатого переднего ветрореза и нижнего опорного пилона гондолы, оперение с жестким каркасом заменили двумя каплевидными горизонтальными стабилизаторами из прорезиненной ткани, сообщавшимися с основной газовой оболочкой. Кроме того, были увеличены размеры гондолы и выше расположены винты. Все это позволило существенно улучшить управляемость дирижабля и разгрузить его кормовую часть.

Вместо оперения с жестким каркасом были установлены два горизонтальных каплевидных стабилизатора из прорезиненной ткани, сообщавшихся с внутренностью оболочки. Горизонтальная стабилизация обеспечивалась «стрелой», которую Н.Е.Жуковский считал очень важным добавлением к аэростату, так как «…эта стрела держит в себе руль, и благодаря имеющемуся шарниру можно руль приподнять или опустить, создавая соответствующие натяжения тросов».

Вначале была построена большая модель аэростата объемом 300 м3. По этой модели были изучены способы пришивки поясов и подвески платформы и гондолы.

В июне 1908 года приступили к постройке «КРЕЧЕТа», причем объем оболочки увеличили до 5750 м3. Еще раньше заводу Лесснера в Петербург заказали два бензиновых двигателя мощностью по 50 л.с. и массой не более 5 кг на 1 л.с. (не считая массы радиатора и воды для охлаждения). Завод Лесснера спроектировал и построил четырехцилиндровый двигатель мощностью 50 л.с. Однако «…на испытании этот мотор работал исправно 2 часа без перерыва… затем обнаружилось сильное разогревание масла, вследствие чего произошла порча картера» — так гласил отчет Главного инженерного управления об испытании двигателя. Время шло, а завод Лесснера никак не мог справиться с постройкой двигателя. Пришлось заказать два двигателя автомобильного типа заводу «Panhard-Levassor» (Панар-Левассор) (Франция), которые были готовы только к октябрю 1908 г. Для приемки двигателей во Францию были командированы Утешев и Немченко. Оказалось, что двигатели развивают мощность по 85 л.с., т.е. вдвое больше расчетной. Большая масса купленных двигателей автомобильного типа вызвала увеличение объема оболочки почти до 6000 м3.

Оболочку аэростата удалось изготовить на заводе «Треугольник». Московский завод «Дукс» построил платформу и гондолу. Четырехлопастные ореховые пропеллеры были сделаны в Петербурге Первым российским товариществом воздухоплавания. Передачу к винтам и установку мотора в гондоле выполнил завод И.А.Семенова (под руководством военных инженеров). Одновременно Ижорский и содовый заводы Южно-Русского общества привлекли к добыванию водорода и нагнетанию его в металлические трубы.

Первый полет дирижабля состоялся лишь 12 августа 1910 года, через год после постройки. После пробных полетов над Волковым полем, «КРЕЧЕТ» появляется в небе над Царским Селом. Газета «Царскосельское дело» писала:

«…В среду 22 сентября над Царским Селом совершил полет «КРЕЧЕТ» с командиром инженер-капитаном С.А.Немченко и семью офицерами-пассажирами. Пролетев над дворцами с парком, а затем с большого озера повернул в Павловск, откуда направился в Петербург».

Комиссия, выслушав доклад капитана Немченко об испытаниях аэростата «КРЕЧЕТ», постановила:

«1. Испытания аэростата «КРЕЧЕТ» следует признать законченными.
Аэростат сделал шесть полетов продолжительностью в сумме около 4 час., причем развил скорость (по анемометру) до 12 м в секунду при 800 оборотах мотора (полное число 950 оборотов). Управляемость аэростата достигнута вполне удовлетворительная как по высоте, так и в горизонтальном направлении. Оболочка держит газ хорошо, теряя в сутки около 50-60 м3 (около 1 %). Платформа и стрела оказались достаточно прочными, что неоднократно подтверждалось при падении внутреннего давления в оболочке до 0 мм, даже при потере в эллинге до 800 м3 газа (случайное открывание клапана), причем ни стрела, ни платформа не погнулись. Аэростат вполне удовлетворяет поставленным при проектировании условиям.
Вследствие сего комиссия полагала бы возможным, в случае благоприятной погоды, теперь же приступить к сдаче аэростата «КРЕЧЕТ» 9-й воздухоплавательной роте…».

Дирижабль «КРЕЧЕТ» сдали на вооружение в 9-ю воздухоплавательную роту, находившуюся в Риге. Командиром корабля назначили военного воздухоплавателя Ковалевского.

«КРЕЧЕТ» был первым построенным в России дирижаблем, принятым на вооружение русской армии.

ЛТХ:

Название: «КРЕЧЕТ»(«КОМИССИОННЫЙ»)
Длина, м: 70
Объем, м3: 6000
Диаметр максимальный, м: 11,4
Двигатель, марка: 2 х ПД «Panhard-Levassor»
-мощность, л.с.: 2 х 85
Винты, кол-во/диаметр, м: 2 х 2,87
Число и объем баллонетов, м3: 2 х 500
Полезная нагрузка, кг: 2000
Максимальное кол-во пассажиров: 8
Максимальная скорость, км/ч: 43
Потолок, м: 1500
Продолжительность полета макс., ч: 10

1.Дирижабль КРЕЧЕТ. Пробный полет над Волковым полем. 12 августа (30 июля) 1910 г.

Дирижабль «КРЕЧЕТ». Пробный полет над Волковым полем. 12 августа (30 июля) 1910 г.

Дирижабль КРЕЧЕТ. Рисунок.

Дирижабль «КРЕЧЕТ». Рисунок.

dirizhabl-krechet-chertezh-1

Дирижабль «КРЕЧЕТ».Чертеж 1.

dirizhabl-krechet-chertezh-2

Дирижабль «КРЕЧЕТ».Чертеж 2.

.

.

Список источников:
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
Сайт «РЕТРОПЛАНЪ». Дирижабль «КРЕЧЕТ». 
Е.Д.Карамышев. Фотоальбом «Управляемые аэростаты России и Советского Союза». 1925 г.