Дирижабль «ЯСТРЕБ».
Страна: Российская империя
Производитель: акционерное общество «Дукс» (г. Москва)
Конструктор: А.И.Шабский
Первый полет: 5 ноября 1910 года
Тип: мягкий.
Этот дирижабль объемом 2800 м3 был построен в 1910 году на заводе «Дукс» в Москве по проекту А.М.Шабского.
К началу Первой Мировой войны дирижабль «ЯСТРЕБ», находившийся в расположении 12-й воздухоплавательной роты, также как и «ГОЛУБЬ», имел вооружение, но несмотря на это, по меркам мирового дирижаблестроения считался устаревшим. Потолок и скорость подобных аэростатов уже не отвечали требованиям, предъявляемым к военным дирижаблям. Тем не менее во многих смыслах «ЯСТРЕБ» стал первым.
Так, 20 августа 1912 года в небе над Царским Селом экипаж «ЯСТРЕБа» в составе: пилот штабс-капитан Шабский, поручики Тихонравов и Кжичевский с механиками, поднял его на высоту в 1800 м, установив этим мировой рекорд в классе лёгких дирижаблей. Ни один легкий дирижабль ни в России, ни за границей в то время на такую высоту еще не поднимался. Рекорд был засвидетельствован членами международной воздухоплавательной федерации.
17 мая 1914 года впервые в истории был совершен ночной перелет — на дирижабле «ЯСТРЕБ» из Гатчины в Лугу и обратно. Маршрут перелёта проходил вдоль линии Варшавской железной дороги на высоте 200-300 метров. Команда аэростата под началом Нижевского состояла из воздухоплавателей Башко, Когутова, Карамышева и Нестерова — того самого Нестерова, который первым на самолете совершил «мертвую петлю» и первым же совершил воздушный таран в самом начале Первой Мировой войны.
ЛТХ:
Название: «ЯСТРЕБ»
Длина, м: 46
Объем, м3: 2800
Диаметр максимальный, м: 10
Двигатель, марка: 1 х ПД «BMW»
-мощность, кВт/л.с.: 1 х 47/60
Винты, кол-во/диаметр, м: 2/3
Число и объем баллонетов, м3: 1 х 360 ; 1 х 335
Полезная нагрузка, кг: 1170
Максимальная скорость, км/ч: 47
Потолок, м: 2400
Макс. продолжительность полета, ч: 6
Экипаж, чел.: 4
Вооружение: ружья-пулеметы «Madsen».
Первый полёт военного дирижабля ЯСТРЕБ. 1910 г.
Дирижабль «ЯСТРЕБ» в эллинге Учебного воздухоплавательного парка.
Дирижабль «ЯСТРЕБ» на взлете.
Дирижабль «ЯСТРЕБ» в полете.
Дирижабль «ЯСТРЕБ».
Экипаж и стартовая команда дирижабля «ЯСТРЕБ».
Группа солдат из батальона ОВШ с офицерами у дирижабля «ЯСТРЕБ».
Дирижабль «ЯСТРЕБ» на военном смотре.
Группа военных и зрителей у эллинга с дирижаблем «ЯСТРЕБ». Волково Поле. 1909 г.
Дирижабль «ЯСТРЕБ» на Царскосельских маневрах. Журнал ИСКРЫ лето 1913 г.
Дирижабль «ЯСТРЕБ». Схема.
.
.
Список источников:
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
Журнал «ИСКРЫ» № 30 за 1913 г.
Сайт «РЕТРОПЛАНЪ». Дирижабль «ЯСТРЕБ» .
Энциклопедия Долгопрудного. Дирижабли и дирижаблестроение (http://dolgoprud.org/photo/?sect=9).
Е.Д.Карамышев. Фотоальбом «Управляемые аэростаты России и Советского Союза». 1925 г.
Фотоархив сайта «Фотографии старого Петербурга».