Дирижабль «ЯСТРЕБ».

Страна: Российская империя
Производитель: акционерное общество «Дукс» (г. Москва)
Конструктор: А.И.Шабский
Первый полет: 5 ноября 1910 года
Тип: мягкий.

Этот дирижабль объемом 2800 м3 был построен в 1910 году на заводе «Дукс» в Москве по проекту А.М.Шабского.

К началу Первой Мировой войны дирижабль «ЯСТРЕБ», находившийся в расположении 12-й воздухоплавательной роты, также как и «ГОЛУБЬ», имел вооружение, но несмотря на это, по меркам мирового дирижаблестроения считался устаревшим. Потолок и скорость подобных аэростатов уже не отвечали требованиям, предъявляемым к военным дирижаблям. Тем не менее во многих смыслах «ЯСТРЕБ» стал первым.

Так, 20 августа 1912 года в небе над Царским Селом экипаж «ЯСТРЕБа» в составе: пилот штабс-капитан Шабский, поручики Тихонравов и Кжичевский с механиками, поднял его на высоту в 1800 м, установив этим мировой рекорд в классе лёгких дирижаблей. Ни один легкий дирижабль ни в России, ни за границей в то время на такую высоту еще не поднимался. Рекорд был засвидетельствован членами международной воздухоплавательной федерации.

17 мая 1914 года впервые в истории был совершен ночной перелет — на дирижабле «ЯСТРЕБ» из Гатчины в Лугу и обратно. Маршрут перелёта проходил вдоль линии Варшавской железной дороги на высоте 200-300 метров. Команда аэростата под началом Нижевского состояла из воздухоплавателей Башко, Когутова, Карамышева и Нестерова — того самого Нестерова, который первым на самолете совершил «мертвую петлю» и первым же совершил воздушный таран в самом начале Первой Мировой войны.

ЛТХ:

Название: «ЯСТРЕБ»
Длина, м: 46
Объем, м3: 2800
Диаметр максимальный, м: 10
Двигатель, марка: 1 х ПД «BMW»
-мощность, кВт/л.с.: 1 х 47/60
Винты, кол-во/диаметр, м: 2/3
Число и объем баллонетов, м3: 1 х 360 ; 1 х 335
Полезная нагрузка, кг: 1170
Максимальная скорость, км/ч: 47
Потолок, м: 2400
Макс. продолжительность полета, ч: 6
Экипаж, чел.: 4
Вооружение: ружья-пулеметы «Madsen».

1.Первый полёт военного дирижабля ЯСТРЕБ. 1910 год..

Первый полёт военного дирижабля ЯСТРЕБ. 1910 г.

2.Дирижабль ЯСТРЕБ в эллинге Учебного воздухоплавательного парка.

Дирижабль «ЯСТРЕБ» в эллинге Учебного воздухоплавательного парка.

3.Дирижабль ЯСТРЕБ на взлете.

Дирижабль «ЯСТРЕБ» на взлете.

3а.Дирижабль ЯСТРЕБ в полете.

Дирижабль «ЯСТРЕБ» в полете.

4.Дирижабль ЯСТРЕБ.

Дирижабль «ЯСТРЕБ».

6.Экипаж и стартовая команда дирижабля ЯСТРЕБ.

Экипаж и стартовая команда дирижабля «ЯСТРЕБ».

7.Группа солдат из батальона ОВШ с офицерами у дирижабля ЯСТРЕБ.

Группа солдат из батальона ОВШ с офицерами у дирижабля «ЯСТРЕБ».

8.Дирижабль ЯСТРЕБ на военном смотре.

Дирижабль «ЯСТРЕБ» на военном смотре.

5.Группа военных и зрителей у эллинга с дирижаблем ЯСТРЕБ. Волково Поле. 1909.

Группа военных и зрителей у эллинга с дирижаблем «ЯСТРЕБ». Волково Поле. 1909 г.

9.ЯСТРЕБ на Царскосельских маневрах. Журнал ИСКРЫ лето 1913 г.

Дирижабль «ЯСТРЕБ» на Царскосельских маневрах. Журнал ИСКРЫ лето 1913 г.

10.Дирижабль ЯСТРЕБ. Схема.

Дирижабль «ЯСТРЕБ». Схема.

.

.

Список источников:
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
Журнал «ИСКРЫ» № 30 за 1913 г.
Сайт «РЕТРОПЛАНЪ». Дирижабль «ЯСТРЕБ» .
Энциклопедия Долгопрудного. Дирижабли и дирижаблестроение (http://dolgoprud.org/photo/?sect=9).
Е.Д.Карамышев. Фотоальбом «Управляемые аэростаты России и Советского Союза». 1925 г.
Фотоархив сайта «Фотографии старого Петербурга».