«Летательные снаряды» К.Я.Данилевского.

Впервые о постройке летающих снарядов, способных поднять человека в воздух, Константин Яковлевич Данилевский задумался ещё будучи студентом. Идея была, по его словам «чрезвычайно простая и чистая, как хрусталь», заключалась она в том, чтобы уменьшить вес человека при помощи баллона с легким газом. Часть веса, небольшую (несколько килограммов) — оставить неуравновешенной баллоном и эту часть аэронавт должен поднимать в воздух уже сам, за счёт своей мускульной силы. Существовавшие тогда воздушные шары не позволяли выполнять управляемые полёты, кроме как путём выбрасывания балласта и выпуска газа из баллонета. Аппарат Данилевского, по его задумке, сможет взлетать, зависать, маневрировать в воздухе, за счёт использования специальных управляющих крыльев, без расхода балласта и не выпуская газ.

Через 15 лет после окончания университета молодой доктор решил вернуться к своей студенческой мечте. Была построена успешно летавшая модель. По словам изобретателя — «Она послушно летела по всем направлениям, её видели многие лица». Но желающих поддержать рискованный проект не нашлось. Тем не менее 4 января 1894 года Константин Данилевский заявил о получении патента на своё изобретение — «ковёр-самолёт».

Проект первого аппарата Данилевского имел «аэропланную плоскость» длиной около 20 м и шириной около 13 м. Она состояла из легкой рамы и прикрепленных к ней нескольких десятков цилиндрических баллонов, заполненных водородом. К раме на стропах было подвешено сиденье с педальным механизмом. Вращая педали аэронавт приводил в движение винт расположенный вертикально. Его тяга должна была компенсировать неуравновешенный вес аппарата. Перемещение в горизонтальной плоскости задумывалось наклоном «аэропланной плоскости», путем натяжения строп в ту или иную сторону. Тогда при спуске или подъеме возникала бы сила, заставляющая аппарат двигаться вперед или назад. Предусматривалось также использование попутного ветра на разных высотах.

«Ковёр-самолёт» Данилевского. Рисунок из патента.

Привилегию (патент) на летательный аппарат Данилевский получил более трех лет спустя, 19 марта 1897 года. За это время конструкция аппарата изменилась настолько, что от старого «ковра-самолета» осталась лишь сама идея. Более того, изобретатель уже начал осуществлять свой замысел практически.

В период с 1897 по 1900 год доктор Данилевский построил 4 аэростата. Благодаря скрупулёзности изобретателя, который вёл журнал лётных испытаний, мы можем узнать, что всего за эти годы было выполнено 200 успешных полётов. Слово «успешных» здесь употреблено без преувеличения. В отличие от своих иностранных и российских коллег, у Константина Данилевского число безаварийных посадок равнялось числу взлётов! Результатом этих исследований стала книга «Управляемый летательный снаряд», изданная в 1900 году. В ней Данилевский подводил итоги своей работы и подробно описывал конструкцию своих аэростатов.

Аэростат Данилевского № 1 «Эмбрион».

Аппарат был построен в 1897 году в Париже, в известной мастерской братьев Лашамбр, занимавшихся изготовлением аэростатов. К осени 1897 года аппарат был готов и доставлен в Харьков. Он значительно отличался по устройству от описанного в патенте, особенно конструкцией машущих крыльев. В знак того, что аппарат — опытный, «зародыш», как говорил Данилевский, его назвали «ЭМБРИОН».

Визуально был похож на большой конверт длиной 11 метров и диаметром 3,6 метра. Через баллон было перекинуто «одеяло», к которому на тросах крепилась корзина на 1 человека. К корзине прикреплялся маховый механизм, который позволял авиатору размахивать крыльями вверх-вниз с помощью силы собственных рук. 8 октября 1897 года «ЭМБРИОН» поднялся в свой первый полёт. Константин Яковлевич сам намеревался испытать свой первый «летательный снаряд», но оказалось, что подъемная сила баллона чуть ли не на три пуда меньше запланированной. Требовался испытатель весом не более 50 килограммов. И такого Данилевскому удалось разыскать — 19-летнего рабочего-механика Петра Косякова, который стал испытателем всех аппаратов Данилевского.

Всего было выполнено 25 полётов. Эта конструкция легла в основу патентной заявки Данилевского. Изобретатель был доволен — идея себя оправдала. «Этот снаряд, — писал об «Эмбрионе» его создатель, — был образец топорности и неуклюжести. Но в то время, в воздухе, он мне казался чудным крылатым Пегасом». В следующем, 1898 году, Данилевский собирался продолжить опыты, но с уже другими, более совершенными аппаратами.

Аэростат «ЭМБРИОН».

Аэростат Данилевского № 2 «Андрей Пильстрем».

18 июня 1898 года в воздух поднялся новый аэростат Данилевского. Его постройка стала возможна благодаря поддержке харьковского мецената Андрея Андреевича Пильстрема. Швед по национальности, он давно переселился в Харьков, где владел литейным заводом. Пильстрем был также известен, как щедрый благотворитель и попечитель. Благодарный конструктор назвал этот «летающий снаряд» в его честь. Аппарат также был построен во Франции.

«Андрей Пильстрем» был больше «Эмбриона» — 13 метров в длину, 4,4 метра в диаметре, но при этом был легче. Сказалось использование алюминиевых трубок и сетки вместо «одеяла». Также изменилась конструкция управляющих крыльев и махового механизма — теперь он приводился в движение с помощью педалей. Этот аэростат стал «рабочей лошадкой» для обкатки идей изобретателя — на нём было выполнено 150 полётов.

Аэростат «Андрей Пильстрем». Харьковская губерния, село Рогань, 1898 год.

Петр Косяков в полете на аэростате «Андрей Пильстрем».

Аэростат «Андрей Пильстрем» в полете.

Аэростат «Андрей Пильстрем» в полете.

Аэростат «Андрей Пильстрем» в полете.

Аэростат «Андрей Пильстрем» в ангаре.

Аэростат Данилевского № 3 «ОРИЧКА».

Об этом аэростате известно мало. «Оричка» представляла собой аналог «Андрея Пильстрема» с баллоном увеличенного объёма. Точно известно, что полёты выполнялись всего лишь 2 дня — 5-6 августа 1898 года. Сам Константин Данилевский в своей книге не уделяет этому проекту внимания. Можно предположить, что это была быстро построенная экспериментальная модель для проверки расчётов.

Аэростат «Оричка». Харьковская губерния, село Рогань, 1898 год.

Аэростат Данилевского № 4.

Анализируя результаты предыдущих конструкций, изобретатель пришёл к выводу, что маховая система с использованием крыльев неэффективна. Много энергии тратилось впустую, не обеспечивая достаточную скорость набора высоты и горизонтального полёта. Новый аэростат сильно отличался от предыдущих. На смену горизонтальному баллону пришёл вертикальный 16,7 метров высотой и 4 метра диаметром. Место крыльев занял механизм, очень похожий на лопастный механизм водного прогулочного катамарана. Управляющие поверхности были сделаны по типу современных жалюзи.

Опыты в 1899 году удалось начать только осенью, в сентябре. Постоянный испытатель Пётр Косяков стал осваивать аппарат с баллоном, стоявшим торчком. «Губернские ведомости» писали: «Подъёмы и опускания удаются очень хорошо и могут быть повторяемы произвольное число раз, пока не утомится аэронавт». С сентября по октябрь 1899 года было выполнено 40 полётов.

На 7 ноября был назначен крайний полёт Петра Косякова. Решили провести его на максимальной высоте. Однако второпях аппарат не уравновесили, и он начал сам, без участия пилота, подниматься ввысь, на беду, уже в воздухе соскочила с шестерни цепь от педалей к колесу с поворачивающимися лопастями. Газового клапана баллон не имел. Снизить аппарат не было никакой возможности, а он уже поднялся на высоту полторы тысячи метров. К счастью. Косяков сумел поправить цепь на шестерне. Что есть силы работая колесом, он погнал «снаряд» вниз и благополучно посадил его на опушке леса, в семи километрах от места старта!

Аэростат Данилевского № 4.

В сентябре 1899 года «Губернские ведомости» писали: «Подъем и опускания удаются очень хорошо и могут быть повторяемы произвольное число раз, пока не утомится аэронавт.»

Несмотря на то, что аэростаты Константина Данилевского успешно летали и результаты исследований были высоко оценены его современниками, дальнейшего развития проекты не получили. Начинался XX век и ставало всё очевиднее, что будущее за дирижаблями жёсткой конструкции с двигателями внутреннего сгорания и аэропланами. Сказалось и отсутствие финансирования. Стоит отметить что Данилевский неоднократно высказывался о намерении установить на свои аппараты двигатель, но всё опять же упиралось в финансирование.

Энтузиасту удалось выпустить небольшую книгу о «летательном снаряде», в которой он писал, что «неблагоприятные обстоятельства» лишают его возможности довести работу до желаемого конца и сознание этого мучительно. После 1900 года сообщения о работах доктора Данилевского в области воздухоплавания уже не появлялись. Мало-помалу не только его изобретение, но и само его имя стало забываться. Даже смерть замечательного изобретателя незадолго до начала Первой Мировой войны (точная дата неизвестна) осталась незамеченной.

Обложка книги Константина Данилевского.

.

.
Список источников:
Журнал «Техника-молодежи» № 934, июль 2011 г. Геннадий Черненко. «Эмбрион» доктора Данилевского.
Журнал «Тайны 20-го века» № 42, октябрь 2009 г. Геннадий Черненко. Махолёт доктора Данилевского.
Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов под редакцией В.А.Попова.