Летательный снаряд «ЭМБРИОН».

Разработчик: К.Я.Данилевский
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1897 г.

В конце 90-х годов девятнадцатого века в газетах и журналах появились сообщения, что в Харькове доктором медицины Константином Яковлевичем Данилевским проводятся любопытные опыты с «летательным снарядом».

«Снаряд» доктора Данилевского был микстом, то есть комбинированным, в котором сочетались свойства аппаратов легче и тяжелее воздуха. Надо сказать, что идея комбинированного аэростатического аппарата выдвигалась и раньше, но, несомненно, не было более страстного приверженца ее, чем К.Я.Данилевский.

Данилевский рассказывал, что идея «снаряда» пришла ему в голову еще в студенческие годы, идея, говоря его словами, «…чрезвычайно простая и чистая, как хрусталь». Заключалась она в том, чтобы уменьшить вес человека при помощи баллона с легким газом. Часть веса, небольшая (несколько килограммов), должна остаться не уравновешенной баллоном, и эту часть аэронавт будет поднимать уже сам, работая специальными крыльями. Аппарат сможет опускаться, зависать неподвижно, лавировать в воздухе без расхода балласта и не выпуская из баллона газ.

В 1894 году (15 лет спустя после окончания университета) он рискнул изготовить модель своего аппарата. «Она послушно летела по всем направлениям, ее видели многие лица», — писал изобретатель, но желающих поддержать его, пуститься с ним, как он говорил, «…в плавание по волнам случайности и риска», не нашлось…

Все же Данилевский решил запатентовать свой летательный аппарат, заявив об этом 4 января (все даты по старому стилю) 1894 года. Изобретатель назвал его «ковром-самолетом», хотя ему следовало бы дать более точное название — «летающий матрац».

Действительно, аппарат имел «аэропланную плоскость» длиной около 20 и шириной около 13 метров, похожую на матрац. Она состояла из легкой рамы и прикрепленных к ней нескольких десятков цилиндрических баллонов с водородом. К раме на стропах было подвешено сиденье для аэронавта с педальным механизмом. Вращая педали, воздухоплаватель приводил в движение вертикальный воздушный винт. Тяга последнего должна была компенсировать оставшийся неуравновешенным вес аппарата. Передвижение же в горизонтальном направлении в тихую погоду задумывалось осуществлять с помощью «аэропланной плоскости». Для этого ее следовало наклонить в ту или иную сторону натяжением строп. Тогда при спуске или подъеме возникла бы сила, заставляющая аппарат двигаться вперед или назад. Предусматривался и другой способ — использовать попутные ветры разных высот.

Привилегию (патент) на летательный аппарат Данилевский получил более трех лет спустя, 19 марта 1897 года. За это время конструкция аппарата изменилась настолько, что от старого «ковра-самолета» осталась лишь сама идея. Более того, изобретатель уже начал осуществлять свой замысел практически.

На новый летательный аппарат Данилевский тоже взял привилегию, подав заявку 20 августа 1897 года. У этого аппарата был уже «нормальный», цилиндрический баллон с заостренной носовой частью и округлой кормой. Баллон покрывался шелковой попоной с легкой балкой внизу. К балке на тросах подвешивался «станок» с шарниром для двух крыльев и седлом аэронавта. Крылья приводились в маховое движение ногами, вдетыми в стремена. Устройство аппарата позволяло воздухоплавателю наклонять тело и тем самым изменять положение крыльев. Это, по мнению Данилевского, дало бы возможность совершать горизонтальный полет.

На этот аппарат изобретатель получил привилегию тоже не скоро, почти три года спустя (29 июля 1900 года). Но времени он зря не терял. К тому же нашелся, наконец, меценат, который дал деньги на постройку первого аппарата. Этим доброхотом стал Андрей Андреевич Пильстрем. Швед по национальности, он давно переселился в Харьков, где владел литейным заводом. Пильстрем был также известен, как щедрый благотворитель и попечитель. Данилевскому, очевидно, удалось убедить его в перспективности своей работы и получить желанную помощь.

«Летательный снаряд» строился в Париже, в известной мастерской братьев Лашамбр, занимавшихся изготовлением аэростатов. К осени 1897 года аппарат был готов и доставлен в Харьков. Он значительно отличался по устройству от описанного в патенте, особенно конструкцией машущих крыльев. В знак того, что аппарат — опытный, «зародыш», как говорил Данилевский, его назвали «Эмбрионом».

Константин Яковлевич сам намеревался испытать свой первый «летательный снаряд», но оказалось, что подъемная сила баллона чуть ли не на три пуда меньше запланированной. Требовался испытатель весом не более 50 килограммов. И такого Данилевскому удалось разыскать — 19-летнего рабочего-механика Петра Косякова.

Наскоро устроенный аппарат для получения водорода работал плохо. «Все дело висело на волоске», — вспоминал изобретатель. Судьба улыбнулась ему, баллон удалось наполнить и 8 октября Петр Косяков совершил более двух десятков подъемов на высоту до 80 метров. В однои из полетов отвязался гайдроп и аппарат, став легче, поднялся на высоту 150 метров. Он успел перелететь весь город, пока молодой аэронавт сумел его посадить.

Данилевский был доволен: идея себя оправдала. «Этот снаряд, — писал об «Эмбрионе» его создатель, — был образец топорности и неуклюжести. Но в то время, в воздухе, он мне казался чудным крылатым Пегасом». В следующем, 1898 году, Данилевский собирался продолжить опыты, но с уже другими, более совершенными аппаратами.

1.Летательный снаряд ЭМБРИОН в полете.

Летательный снаряд «ЭМБРИОН» в полете.

2.Летательный снаряд ЭМБРИОН в полете

Летательный снаряд «ЭМБРИОН» в полете.

3.Летательный снаряд ЭМБРИОН в полете

Летательный снаряд «ЭМБРИОН» в полете.

4.Петр Косяков в полете на аппарате ЭМБРИОН.

Петр Косяков в полете на аппарате «ЭМБРИОН».

5.Ангар с аппаратом ЭМБРИОН

Ангар с аппаратом «ЭМБРИОН».

5а.Варианты гребных весел к снаряду ЭМБРИОН.

Варианты гребных весел к аппарату «ЭМБРИОН».

6.Летающий матрац. Рисунок из патента.

7.Летающий снаряд. Рисунок из патента.

.

.

Источник:
Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов под редакцией В.А.Попова.
Геннадий Черненко. «Воздушный велосипед» доктора Данилевского.