Проект управляемого аэростата Н.М.Соковнина.
Разработчик: Н.М.Соковнин
Страна: Российская Империя
Год разработки проекта: 1856 г.
Николай Михайлович Соковнин, военный моряк (капитан 1-го ранга), был горячим сторонником и энтузиастом воздухоплавания. Ещё в 40-х годах XIX века он заинтересовался проблемой летания и занимался изучением полета птиц. Стараясь установить отношение массы птицы к площади крыльев, он пришел к выводу, что большая птица в среднем имеет «…на один фунт веса один квадратный фут площади крыльев». В своих записках Соковнин правильно подчеркивает значение парения для движения птицы.
Статья Константинова «Воздухоплавание», в «Морском сборнике» в 1856 году, произвела глубокое впечатление на Соковнина и побудила его заняться проектированием аэростата, который имел следующие характеристики:
-длина — 50 м;
-ширина — 25 м;
-высота — 42 м;
-подъемная сила была определа Соковниным в 2560 кгс.
Изобретатель правильно указал, что с увеличением объема аэростата полезная подъемная сила его будет не пропорционально объему, а больше.
Рассчитывая эксплуатационную высоту полета в 200 м, Соковнин предполагал применить для наполнения аэростата аммиак, удельная масса которого почти вдвое меньше воздуха. Важным преимуществом аммиака является его негорючесть, что обеспечивает безопасность полета.
Исходя из того что «…воздушный корабль должен лететь способом, подобным тому как летит ракета», Соковнин спроектировал реактивный двигатель, приводящий аэростат в движение от струи воздуха, сжатого под большим давлением в специальных баллонах. Сжатый воздух должен был с силой выпускаться из изогнутых труб, которые были задуманы поворотными и по замыслу изобретателя, могли обеспечить движение аэростата в требуемом направлении без действия руля направления.
Чертеж аэростата Соковнина.
Материалом для оболочки аэростата должен был служить специальный картон (изобретенный венгром Черлений), состоявший из отдельных, прессованных слоев бумаги, пропитанных особым раствором. Листы такого картона обладали свойствами «…непромокаемости, непроницаемости и несгораемости, большой легкостью и крепостью.»
Для изготовления гондолы аэростата и некоторых частей Соковнин намеревался применить бамбук и стальные трубы (которые также предполагалось наполнять газом).
Движитель предполагалось изготовить из аллюминия.
Так в общих чертах выглядел этот проект управляемого аэростата. Соковнин подробно разработал отдельные детали и кроме этого предположил возможность своего корабля стоять на якоре, не опускаясь на землю.
Соковнин Николай Михайлович родился 9 ноября 1811 года. 18 марта 1827 года поступил в Морской кадетский корпус, который окончил 27 декабря 1827 года с производством в чин гардемарина. Служил на Балтийском флоте.
В 1828-1832 годах крейсировал на корабле «Святой Андрей» и фрегате «Помона».
22 января 1833 года произведен в чин мичмана.
С 1833 года плавал на кораблях Черноморского флота, командовал различными судами, участвуя в действиях против горцев. Ходил на транспорте «Кит», фрегате «Архипелаг», корабле «Андриаполь», корветах «Ифигения», «Мессельрия».
В 1838 году участвует в десантных операциях у Шапсухо (фрегат «Штандарт») и Туапсе (фрегат «Браилов»).
В 1839 году служит на кораблях «Императрица Мария», «Султан Махмуд» и брандвахтенном судне «Агамемнон» (Геленджикский рейд).
В 1839-1841 годах — командир тендера «Струя». Крейсирует у Абхазии, совершает поход в Средиземное море.
В последующие годы ходит капитаном на суднах «Струя», «Бессарабия», «Рион», «Боец», «Варна», «Меркурий», «Сизополь», «Херсонес». В ходе Крымской войны являлся одним из организаторов обороны Севастополя 1854-1855 годов. В чине капитана 2-го ранга командовал левым флангом 4-го бастиона Севастополя, 27 октября 1855 года был контужен, но не оставил бастион.
Награжден за оборону Севастополя орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом и Св. Анны 2-й степени с мечами, произведён в капитаны 1-го ранга. После Крымской войны состоял членом Морского ученого комитета в г.Николаеве.
30 марта 1859 года назначен комендантом Феодосии.
1 января 1864 года произведен в чин контр-адмирала.
9 января 1867 года в связи с упразднением должности коменданта был произведен в чин вице-адмирала и уволен в отставку.
В 1871 году был избранным почетным мировым судьей, а затем председателем съезда мировых судей Феодосийского уезда.
29 декабря 1875 года был возвращен на службу с зачислением в Черноморский флот.
20 мая 1877 года назначен помощником начальника приморской обороны Севастополя.
С 5 марта 1882 года состоял управляющим Морским министерством.
Жена Соковнина — Любовь Петровна Папенгут. Дети: сын Алексей и дочь Софья. И еще одна внебрачная дочь — Любовь.
Скончался 6 февраля 1894 года в Феодосии на 83-м году жизни. Согласно завещанию был похоронен в Балаклавском Свято-Георгиевском монастыре.
.
.
Список источником:
П.Д.Дузь. История воздухоплавания и авиации в России (период до 1914 г.) (2-е издание, 1981 г.).
Соковнин Николай Михайлович. «Воздушный корабль» (1866 г.).