Проект «Воздушный локомотив» Р.А.Черносвитова.

Разработчик: Р.А.Черносвитов
Страна: Российская Империя
Проект 1885 года

Рафаил Александрович Черносвитов родился в 1810 году в Ярославской губернии в семье дворянина. Служил в армии с 1826 года. При подавлении одного из польских мятежей был ранен и потерял ногу. В Сибири Черносвитов появился в 1845 году, сначала жил в г.Красноярске, а затем поехал на прииски «Голубков и К°» где занялся золотопромышленностью. Черносвитов сначала занимался устройством машин для промывки золота на промыслах Голубкова и Кузнецова, затем сам вошел в компанию золотопромышленников, искал новые месторождения золота, вел его добычу.

Выполняя различные дела, связанные с золотопромышленностью, он часто переезжал с одного места на другое. Так, в декабре 1846 года он возвращается в Красноярск, в феврале 1847 года едет в Санкт-Петербург и вновь оказывается в Красноярске в конце августа, в октябре — направляется вместе с семьей в Ирбит, время с января по май 1848 года проводит в Красноярске, лето живет в Ирбите, осенью опять появляется в Санкт-Петербурге и «становится» петрашевцем, т.е. попадает на «пятницы» Петрашевского.

На «пятницах» он сразу привлек общее внимание, оказавшись очень интересным и остроумным собеседником. Недаром Достоевский после одного вечера, в котором участвовал Черносвитов, сказал о нем: «Черт знает, этот человек говорит по-русски, точно как Гоголь пишет.» В то же время, здесь он выделялся крайне смелыми антиправительственными высказываниями, так что даже многие из «петрашевцев» подозревали его в провокаторстве.

Весной 1849 года Черносвитов по дороге из Иркутска в Санкт-Петербург был арестован. В 1854 году Черносвитов был освобожден из под ареста и сослан в Вологду, по коронации 1856 года он был освобожден от гласного надзора, но секретный остался. Он получил возможность жить во внутренних губерниях, а затем и в столицах. В 1858 году он приехал в Красноярск с семьей (жена Анфиса и сын Александр) и вновь занялся золотопромышленностью. Несколько статей Р.А.Черносвитова появились в «Иркутских губернских ведомостях».

Еще до ареста Р.А.Черносвитов проводил опыты по постройке и испытанию летательного аппарата, управляемого человеком в воздухе. Опыты дали положительные результаты, но были прерваны арестом изобретателя. Находясь в Кексгольмской крепости, Р.А.Черносвитов продолжал работу. Вскоре после освобождения Черносвитов опубликовал в журнале «Морской сборник» за 1857 год статью «О воздушных локомотивах», которая была написана в основном во время заключения автора в Кексгольме. В этой работе Р.А.Черносвитов с помощью расчетов и чертежей доказывал возможность создания управляемого аэростата, развивал идею управления аэростатом с помощью парового двигателя и пропеллеров, установленных под разными углами и задающих направление движения. Летательный аппарат по проекту Р.А.Черносвитова имел форму дирижабля длиной около 75 метров, в качестве двигателя предполагалось использовать паровую машину облегченного веса с воздушными винтами вентиляторного типа.

1.Р.А.Черносвитов

Р.А.Черносвитов.

2.Схема прибора

Схема прибора для определения тяги вентилятора.

3.Чертеж Р.А.Черносвитова.

Чертеж Р.А.Черносвитова.

.

.

Список источников:
А.В.Дулов. Петрашевцы в Сибири.
В.А.Попов. Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г.