Дирижабль МХР («Московский химик-резинщик»).

Страна: РСФСР
Производитель: завод «Красный каучук»
Конструктор: КБ Туполева.
Первый полет: 16 июня 1925 года.
Тип: мягкий.

В 1923 году при Обществе друзей воздушного флота СССР был создан специальный Воздухцентр, в задачи которого вошло содействие развитию дирижаблестроения в советской России. Через некоторое время Воздухцентр был переименован в воздухсекцию Осоавиахима СССР. Уже осенью 1924 год здесь завершили постройку очередного мягкого дирижабля под названием «Московский химик-резинщик» (МХР). Его название указывало на то, что он был изготовлен на средства рабочих химической промышленности Москвы и Подмосковья. Автором проекта данного дирижабля стал Н.В.Фомин. Проект дирижабля разрабатывался в КБ Туполева. Строительство дирижабля началось 4 ноября 1923 года на московском заводе «Красный каучук». Сборка и испытание дирижабля проводились в Ленинградской Высшей воздухоплавательной школе.

Дирижабль МХР обладал оболочкой объемом в 2 458 куб. метров, его длина составляла 45,4 м., диаметр – 10,3 м. Открытая гондола крепилась к оболочке 18 верёвочными стропами. За кормой гондолы был установлен толкающий воздушный винт. Двигатель «FIAT» мощностью 105 л.с. располагался в моторном отсеке гондолы. Гондола была разделена на три отсека: для экипажа, моторное отделение и грузовой отсек., а максимальная скорость полета равнялась 62 км/ч. Данный дирижабль мог поднять в небо до 900 кг полезной нагрузки.

Первый полет дирижабля состоялся 16 июня 1925 года. Полёт продолжался 2 часа 5 минут. Командир экипажа — В.Л.Нижевский. Дирижабль предназначался агитационных полётов, обучения экипажей, а также для воздушой разведки. Для этого оболочка дирижабля окрашивалась в камуфляжную раскраску.

При перелете из Ленинграда в Москву дирижабль был обстрелян караулом военного завода и совершил вынужденную посадку в районе города Тверь.

Всего МХР совершил 21 полет общей продолжительностью 43 часа 29 минут.

До осени 1928 года МХР несколько раз перестраивали. 31 августа 1928 года оболочка дирижабля получила сильные повреждения и была признана не подлежащей восстановлению. В 1928 году чертежи и гондолу МХР передали для восстановления в Школу воздухоплавания Мосавиахима. В 1930 году гондола МХР была модернизирована и использовалась для строительства дирижабля СССР-В4 «Комсомольская правда».

ЛТХ:

Модель: МХР «Московский химик-резинщик»
Год постройки: 1924
Объем, м3: 2458
Длина, м: 45,4
Двигатель, марка: 1 х ПД «FIAT»
-мощность,л.с.: 1 х 105
Макс. диаметр, м: 10,3
Винты число/диаметр, м: 1/-
Полезная нагрузка, кг: 900
Макс. скорость, км/ч: 62

1.Дирижабль МХР на стоянке.

Дирижабль «Московский Химик-Резинщик» на стоянке.

2.Вывод дирижабля Московский Химик-Резинщик из эллинга.

Вывод дирижабля «Московский Химик-Резинщик» из эллинга.

3.Оболочка дирижабля МХР во дворе завода Красный каучук. 2

Оболочка дирижабля МХР во дворе завода «Красный каучук».

4.Гондола МХР.

Гондола дирижабля «Московский Химик-Резинщик». 

.

.

Список источников:
Е.Д.Карамышев. Фотоальбом «Управляемые аэростаты России и Советского Союза». 1925 г.
Энциклопедия Долгопрудного. Дирижабли и дирижаблестроение (http://dolgoprud.org/photo/?sect=9).
Н.П.Полозов, М.А.Сорокин. Воздухоплавание. 1940 г.
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
М.Я.Арие. В небе — дирижабли.