Стратостат «СССР-1бис».

Разработчик: ГК НИИ ВВС
Страна: СССР
Первый полет: 1935 г.

На лето 1935 года был намечен полет стратостата «СССР-1 бис». Свое название стратостат получил потому, что на нем использовались оболочка и гондола стратостата «СССР-1». Вместе с тем он был оборудован гондольным (забортным) парашютом диаметром 34 м и площадью до 1000 м2, разработанным военным инженером М.А.Савицким и инженером И.Л.Глушковым. Такой парашют включался в комплект стратостата впервые в мировой практике. С его помощью гондола могла в аварийной ситуации спуститься, отделившись от оболочки стратостата.

Идея гондольного парашюта оказалась плодотворной, и через 25 лет вновь была востребована — на этот раз уже для возвращения на Землю космонавтов в спускаемом отсеке на парашюте. Предстоящий полет не преследовал достижения рекордных высот, а предназначался для продолжения программы исследований космических лучей, начатой полетами «СССР-1» и «ОСОАВИАХИМ-1».

Гондола стратостата представляла собой современную летающую обсерваторию, разделенную на восемь отсеков:
— в первом находилась коротковолновая радиостанция;
— во втором — оптическая аппаратура — спектрограф для изучения спектра неба, приборы для измерения яркости неба под различными углами к горизонту;
— в третьем и четвертом — баллон с кислородом, патрон для поглощения углекислоты, инструменты для отбора проб воздуха и фотоаппаратура;
— в пятом — два электрометра Гесса, один из них — под 60-миллиметровым свинцовым кожухом, две камеры Вильсона и барограф;
— в шестом и седьмом — термометр для регистрации наружной температуры с точностью до трех десятых долей градуса, ртутный сифонный барометр и два альтиметра;
— восьмой отсек был свободен — здесь находился входной люк.

Вне гондолы были подвешены пятнадцать сосудов для отбора проб воздуха, вариометр — показатель вертикальной скорости полета, спиртовой термометр, две антенны для приемника и передатчика радиостанции, метеорограф конструкции Молчанова и другие приборы.

В состав экипажа стратостата входили:
— командир, военный пилот-воздухоплаватель, начальник штаба 4-го воздушного дивизиона К.Я.Зилле;
— второй пилот, военный инженер Ю.Г.Прилуцкий (изначально был младший воздухоплаватель 4-го воздушного дивизиона Сорока);
— научный сотрудник, исследователь космических лучей, профессор Государственной геофизической обсерватории А.Б.Вериго.

До подъема на стратостате К.Я.Зилле и Ю.Г.Прилуцкий в июне 1935 года совершили два высотных полета на аэростате с открытой гондолой. 16 июня они поднялись на высоту 8500 м, а 19 июня — на высоту 10500 м.

26 июня 1935 года стратостат поднялся на рассвете в 05:25 из Кунцева. Позывной стратостата «Луна», позывной наземной радиостанции — «Венера». Начальник старта — комбриг Г.А.Прокофьев, под руководством которого проходил летную подготовку К.Я.Зилле. Научная программа полета включала исследование космических лучей, в том числе изучение изменения их интенсивности с высотой и выяснение характера изменения коэффициента поглощения. Подъем проходил несколько быстрее обычного, и уже через полтора часа после старта стратостат достиг потолка — 16000 м. Экипаж провел все необходимые замеры, сделал снимки следов космических лучей с помощью камеры Вильсона.

Казалось, ничто не предвещало беды, но внезапно начался самопроизвольный спуск. После отметки 15000 м скорость спуска резко возросла. Стало ясно, что из оболочки идет утечка водорода. Гондолу трясло и мотало из стороны в сторону. После аварийного сброса балласта скорость снижения несколько уменьшилась, но все же оставалась угрожающе большой. Так как в случае применения забортного парашюта не была исключена вероятность потери гондолы с ценной аппаратурой и результатами исследований, то К.Я.Зилле отдал приказ другим участникам полета прыгать с парашютом.

Первым на высоте 3500 м покинул гондолу профессор Вериго, за ним на высоте 2500 м последовал Ю.Г.Прилуцкий. Он прыгнул с затяжкой, проявив мужество и хладнокровие. К.Я.Зилле остался в гондоле один. Отдав балласт, он уменьшил скорость снижения. В оболочке еще оставался газ, и скорость снижения не превышала трех метров в секунду, но Зилле решил все-таки принять все меры предосторожности. Когда высота достигла 2000 м, он вылез из гондолы и встал на ступеньках внешней металлической лестницы. Гондола мягко коснулась земли, а оболочка легла по ветру. Научная аппаратура оказалась в полной исправности. Спуск стратостата произошел у деревни Труфаново, под Тулой.

За успешное выполнение ответственного задания, за мужество и отвагу, проявленные во время полета и при спуске в трудных условиях, 29 июня 1935 года всех троих стратонавтов наградили орденами Ленина.

Подготовка стратостата «СССР-1бис» к полету.

Подготовка стратостата «СССР-1бис» к полету.

Подготовка стратостата «СССР-1бис» к полету.

Подготовка стратостата «СССР-1бис» к полету. На боковой поверхности гондолы виден спасательный парашют.

.

.

Список источников:
Ю.О.Дружинин, Д.А.Соболев. Полеты в стратосферу в СССР в 1930-е гг.
М.А.Маслов. Утерянные победы советской авиации.