Стратостат «СССР-2».
Разработчик: ГК НИИ ВВС, ВВА и другие организации
Страна: СССР
Постройка: 1934 г.
Практически сразу после рекордного полета стратостата «СССР-1» было решено готовить новый аппарат с объемом оболочки 300000 м3, на котором надеялись подняться на высоту 25-30 км. В связи с этой идеей было подготовлено специальное обращение в Совет Труда и Обороны (СТО), которое подписал народный комиссар по военным и морским делам и председатель РВС К.Е.Ворошилов. Новый рекордный полет предполагалось осуществить не позднее 1 августа 1934 года.
В январе 1934 года вышло постановление Политбюро о постройке стратостата и проведении полета на высоту 25-30 км. Решение о выделении одного миллиона рублей из резервного фонда СНК подписал лично Иосиф Сталин. Следует отметить, что указанные события происходили на волне необыкновенного энтузиазма под впечатлением успеха «СССР-1», но до свершившейся катастрофы стратостата «ОСОАВИАХИМ-1».
Новый аппарат, в отношении которого использовались эпитеты «большой стратостат», «уникум», получил наименование «СССР-2». Его проект разработали военные инженеры В.А.Чижевский и К.Д.Годунов. Летом 1934 года вокруг его создания и предстоящего полета наблюдался заметный ажиотаж. На самом деле «СССР-2» действительно представлял собой грандиозный объект. Способный при сферической форме на большой высоте достигать объема 300000 м3 и диаметра 83 м, на старте стратостат вытягивался до высоты 150 м.
В качестве материала для оболочки выбрали парашютный шелк — ткань более легкую и прочную, чем перкаль, которую применяли в конструкции «СССР-1», что позволяло значительно снизить ее вес — по расчетам до 3670 кг. С внутренней стороны оболочку решили покрыть тонким слоем резины, с наружной — составом резины и алюминиевого порошка.
Гермокабина строилась по заданию УВВС на смоленском заводе № 35 силами БОК. Однако, скорее всего, в Смоленске доводилась кабина, ранее построенная на заводе № 39. Внутри она была обшита войлоком и тканью, снаружи окрашена серебряной краской для снижения нагрева от солнечных лучей. Имела два входных люка диаметром 520 мм, 9 иллюминаторов, снизу крепился балласт, амортизаторы из ивовых прутьев могли поглотить удар при снижении с вертикальной скоростью до 5 м/сек. Вес гондолы со всем снаряжением, оборудованием и балластом составлял 2230 кг.
Задачи полета «СССР-2» описывались особо обстоятельно:
— определение метеорологических элементов верхних слоев атмосферы;
— производство ряда наблюдений;
— изучение космических лучей;
— аэрофотосъемка;
— связь с помощью УКВ и КВ;
— изучение поведения человеческого организма в герметической кабине;
— практическое испытание различных механизмов в герметической кабине.
Уже в ходе подготовки к полету появилось опасение за прочность и надежность оболочки. Поначалу ссылались на опыт американцев, которые при повреждении оболочки успели спастись с индивидуальными парашютами. Однако после трагедии «ОСОАВИАХИМ-1», успешность покидания кабины экипажем ставилась под сомнение, поэтому срочно подготовили дополнительный парашют для спасения всей гермокабины. Парашют предварительно испытали — 2 августа на нем сбросили груз весом 2 т. В случае аварийной ситуации в стратосфере предполагалось осуществлять первоначально спуск на нем, а на высоте 4-5 км воспользоваться индивидуальными спасательными парашютами.
Экипаж стратостата состоял из трех человек: Прокофьева, Прилуцкого и Годунова. Позывной остался прежний — «Марс».
Старт готовили на Центральном аэродроме Москвы. Все было обставлено на высочайшем уровне — выделили двухмоторный разведчик Р-6 и два одномоторных Р-5 для слежения и сопровождения стратостата, специальный ТБ-3 с санитарно-десантным отрядом на случай аварии. Командиром старта, как и год назад, назначили представителя НИИ ВВС Гарканидзе, его помощником — начальника Центрального аэродрома Зиновия Райвичера. Одним из наиболее сложных оказался вопрос управления стартовой командой, насчитывающей 1000 человек (В процессе заполнения оболочки участвовали 300-500 человек!). Даже обеспечение питания этой весьма внушительной группы оказалось непростым делом.
Подготовку к старту «СССР-2» начали в 12 часов дня 4 сентября 1934 года. К наступлению ночи в оболочку закачали 5000 м3 водорода. Ближе к утру, когда наполненную часть подняли вверх на 80 м, выяснилось, что нижняя часть ткани слиплась. Когда после 6 утра в оболочку подали дополнительные 150 м3 газа, внизу образовался индивидуальный пузырь. Из этого нижнего газового мешка водород толчками с глухим шумом начал подниматься наверх. При этом слипшаяся оболочка начала разъединяться, что привело к электролизации ткани. В 6 часов 30 минут утра в складках верхней части оболочки произошел разрыв, затем немедленно возникло пламя. Далее пламя охватило всю оболочку, которая сгорела всего за несколько минут. К счастью, пострадавших не было, гондолу успели спасти.
Очевидец этого события вспоминает:
«На центральном московском аэродроме разложена гигантская оболочка, вокруг 1000 баллонов со сжатым водородом. Из ангара завода принесена гондола (облегченная). Прокофьев и Годунов готовы к полету. Дается команда, баллоны открываются, и водород по шлангам сначала небольшого диаметра, затем соединяющимся и увеличивающимся, пошел в патрубок диаметром больше полуметра, соединенный с оболочкой. Оболочка начала приподниматься, пухнуть. Вдруг — обрыв патрубка… Краны перекрыты, резинщики срочно склеили, отремонтировали патрубок. Началось снова заполнение оболочки. Она растет на глазах все выше и выше… Уже верхний купол на высоте примерно 100 м. На фоне серого неба утренней зари над куполом кружит стая коршунов. Что их привлекло — водород? Или может они купол приняли за новую скалу? А заполнение продолжается, часть оболочки еще лежит на земле, вздувается горбом, водород образует эти горбы и с шумом прорывается кверху. И вдруг… при одном таком прорыве внутри оболочки раздался глухой грохот, вверху показались языки пламени. Все бросились врассыпную. А оболочка с пламенем вверху медленно опускается на землю. Команда — «закрыть баллоны», начали обрезать шланги. Паника улеглась. Оболочка догорела до земли, образовался большой выжженный круг, и все погасло.
Потом выяснилось — рабочие завода «Каучук», готовившие оболочку, не могли ходить по ней босиком, она «кололась», масса шелковой прорезиненной ткани при шевелении заряжалась электричеством. Рабочим были выданы резиновые тапочки…»
Первое время после произошедшей неудачи царила всеобщая растерянность. Однако уже через несколько дней состояние шока закончилось и в руководстве возобновились разговоры о новой оболочке для «большого стратостата». 16 сентября 1934 года изготовить новую оболочку предлагает Тухачевский. В декабре 1934 года Ворошилов обращается к Председателю СНК Молотову и предлагает заказать две оболочки объемом 100-150 тысяч кубических метров и одну новую герметическую кабину. На означенные цели предполагалось потратить 1,5 миллиона рублей из резервного фонда Совета Народных Комиссаров.
Судя по предпринятым действиям, необходимость в рекордных достижениях, играющих огромную пропагандистскую роль, захватила умы советского руководства. При этом в Кремле ясно понимали, что полеты стратостатов являются весьма сложным и дорогостоящим занятием, порою чреватым неудачами. Кое-что было известно о значительных проблемах и за рубежом.
Первый высотный полет Огюста Пикара в 1931 году на высоту 15781 м проходил в труднейших условиях — наблюдалась деформация гондолы, произошел обрыв управления, одним словом, экипаж чудом остался жив. Следующий полет бельгийца 18 августа 1932 года закончился аварией. В 1934 году Пикар построил стратостат с объемом оболочки 112000 м3, на котором надеялся достичь высоты 30 км. Известно, что 23 ноября 1934 года на этом стратостате поднимался брат профессора Жак Пикар, который добраться до желаемых 30 км не смог, достигнув высоты 17672 м.
В марте 1933 года на территории Советского Союза потерпел катастрофу немецкий стратостат «Deutshland». Стратонавты Martin Schrenk и Viktor Masuch погибли. Их тела встречали 18 мая на Ржевском вокзале Москвы и в этот же день отправили через Александровский вокзал в Германию. Очевидно, причиной неудачи стала недостаточная подготовка полета. «Deutshland» назывался спортивным стратостатом, не имел герметической кабины, а необходимая жизнедеятельность стратонавтов достигалась стандартной кислородной аппаратурой для высотных полетов самолетов. Согласно приборам, обнаруженным на этом разбившемся аппарате, он сумел достичь максимальной высоты 9750 м.
28 июля 1934 года в США стартовал стратостат объемом 85000 м3, постройку и полет которого организовало Национальное географическое общество. В герметической гондоле диаметром 2,54 м находились стратонавты Стивенс, Кепнер и Андерсон. Общий вес научного оборудования составлял около 1000 кг. При достижении высоты 18200 м произошел разрыв оболочки, после которого началось незапланированное снижение. На высоте 1800 м стратонавты покинули падающий аппарат на парашютах и благополучно приземлились. Прикрепленный на гондоле грузовой парашют диаметром 25,45 м не раскрылся. Гондола стратостата и остатки оболочки упали недалеко от Холдрэджа в штате Небраска, в 320 км от места старта.
Закончим краткий обзор зарубежных подъемов в стратосферу следующим фактом. 11 ноября 1935 года американские стратонавты Стивенс и Андерсон на стратостате «Эксплорер-II» установили мировой рекорд высоты 22066 м, который продержался долгие годы. Начиная с указанной даты, советским исследователям следовало превысить именно это значение — 22 км.
Гондола так и не летавшего стратостата «СССР-2».
.
.
Список источников:
Б.Ф.Ляпин. Воздухоплавание — летание на аппаратах легче воздуха.
Михаил Маслов. Утерянные победы советской авиации.