Луцкой Борис Григорьевич (1865-1920).
Проблема «утечки мозгов» — одна из самых острых проблем России. Сегодня наши соотечественники с успехом работают в Силиконовой долине, на европейских и американских авиационных и космических предприятиях, в компаниях, занимающихся научными разработками и т.д. Как к этому относиться? С одной стороны, испытываешь гордость за свою столь богатую талантами страну, с другой — сожаление по поводу того, что все эти таланты не смогли найти себе достойного применения в родном Отечестве. Между тем проблема не нова. И пример тому — история жизни нашего соотечественника, инженера Бориса Григорьевича Луцкого, который в свое время стоял у истоков самолетостроения, двигателестроения и грузового автомобилестроения.
О жизни Бориса Григорьевича Луцкого известно не очень много фактов, которые были бы подтверждены документами. Есть несколько фотографических и портретных изображений, на которых, как полагают, изображен Луцкий, но некоторые исследователи высказывают сомнения в этом. Другой вопрос: как правильно писать фамилию Луцкий или Луцкой? Дело в том, что еще при жизни ее носителя практиковались оба варианта написания.
Ряд исследователей полагает, что в качестве биографического источника, заслуживающего доверия, следует рассматривать письмо, адресованное Борисом Луцким русскому военному атташе в Берлине князю П.Н.Енгалычеву. Автор этого письма, предлагая вниманию российских военных изобретенные им автомобили, сообщил и некоторые сведения о себе.
Из текста этого послания явствовало, что Борис Григорьевич Луцкий родился в 1865 году в селе Андреевка под городом Бердянск Таврической губернии. В 1882 году он успешно окончил Константиновское реальное училище в Севастополе, после чего был командирован в Германию для продолжения образования. Там он поступил в технологический институт Мюнхена, приоритетным направлением работы Луцкого стали двигатели внутреннего сгорания. Еще будучи студентом, Луцкий сделался одним из перспективных разработчиков газовых моторов. По окончании института он получил ряд выгодных предложений от немецких фирм относительно сотрудничества.
Как явствует из текста письма, Луцкий посетил Россию для «отбытия воинской повинности», после чего вернулся в Германию где поступил инженером в фирму «Ландес и Машиностроительнал Компания». А в 1888 году на Мюнхенской выставке в качеств одного из экспонатов был выставлен сконструированный Луцким газовый двигатель. Это изобретение привлекло внимание специалистов, а фирма «Koebers-Eisenberg» тотчас приобрела на него патент.
В конце 1890 года Луцкий получил приглашение занять место главного инженера в «Нюрнбергской машиностроительной компании» — одной из крупнейших подобных фирм Германии, которая выкупила патент на его газовый двигатель. В течение последующих 6 лет изобретатель наладил серийное производство двигателей внутреннего сгорания и разработал несколько новых экспериментальных моделей.
В 1897 году Луцкий переехал в Берлин, где стал работать в фирме Gesellschaft fur Automobil-Wagenbau. Осенью того же года изобретатель, Г.Даймлер, Р.Дизель, Л.Лонер, Э.Румплер и Э.Ван дер Зипен основали «Европейский автомобильный союз».
В Берлине Луцкий занимался разработкой конструкций автомобилей. Начинал он с трициклов и легких колясок, постепенно переходя к созданию моделей настоящих автомобилей, в том числе и тяжелых грузовиков. Первые автомобили с маркой «Loutzky», собранные фирмой «Gesellschaft fur Automobil-Wagenbau», экспонировались на выставке в Берлине в 1899 году. К этому времени Борис Луцкий уже являлся директором фирмы.
Наибольшее внимание среди экспонатов упомянутой выставки привлекли автомобили Луцкого моделей «А», «В» и «С». Модель «А» была оснащена 1-цилиндровым двигателем и управлялась посредством рычага. На модели «В» были установлены 2-цилиндровый мотор и наклонная рулевая колонка с настоящим рулевым колесом. На модели «С», которая предназначалась для доставки почты, как и у моделей «А» и «В», 2-цилиндровый двигатель находился под сиденьем, а в передней части располагался ящик для почты. Особенностью модели «С» было то, что ее мотор запускался прямо с места водителя посредством специального рычага, что для того времени было редкостью. Кроме этих автомобилей, посетители проявили интерес и к трициклу модели «D».
В 1900 году Луцкий обратился с письмом к русскому военному агенту в Берлине, предлагая российскому военному ведомству проект нового автомобиля, оснащенного орудиями. Изобретатель описывая эту машину как «…четырехколесный самокат весом в 400 килограмм для передвижения скорострельного орудия, 500 патронов и трех человек». Этот автомобиль мог развивать скорость до 45-55 верст/ч (примерно 48-58 км/ч).
Однако Артиллерийский комитет, куда было перенаправлено письмо, оставил предложение изобретателя без положительного ответа: возможно, по той причине, что Луцкий запрашивал у русского правительства на свои эксперименты субсидию в 4000 рублей. Зато Морское ведомство проявило живой интерес к изобретениям Луцкого и заказало в фирме «Daimler», где на тот момент работал Луцкий, несколько грузовиков. Использование этих машин для перевозки грузов действительно оказалось в несколько раз дешевле, чем применение гужевого транспорта.
Разработки Луцкого касались не только автомобильных двигателей, но и мощных стационарных моторов, которые вызвали интерес со стороны российских промышленников. В 1901 году представители фирмы «Г.А.Лесснер» начали переговоры с руководством завода Daimler относительно постройки бензиновых и спиртовых двигателей по проектам Луцкого на своем заводе в Санкт-Петербурге, а в следующем году был заключен договор, согласно которому «Лесснер» приобрела право на изготовление автомобилей и двигателей системы «Даймлер-Луцкий».
Есть сведения, что женой Луцкого недолгое время была американская пианистка Ольга Самарофф-Стоковски, которая в своих воспоминаниях отмечала: «Осенью 1900 года стала женой Бориса Луцкого, российского изобретателя, который был неофициальным атташе — техническим экспертом, наблюдавшим за постройкой российских военных судов в Киле. Но супружество было ранним и длилось всего три с половиной года…»
В 1902 году Луцкий предложил российскому военному ведомству испытать свои автомобили на ежегодных военных маневрах. Это предложение было принято и в конце лета 1902 года на маневрах под Курском появились две новые машины: грузовик на 150 пудов с двигателем в 16 лошадиных сил и 4-местный легковой автомобиль, который предназначался «для штабной службы». Примечательно, что изобретатель взял на себя обязательство не только доставить машины «в штаб Южной армии, но и содержать их во все время маневров на собственный счет без всяких расходов от казны». После окончания маневров специальная комиссия составила доклад, содержащий в целом положительные отзывы, за исключением того, что грузо-вик Луцкого оказался несколько тяжеловат для русских дорог. Зато легковой автомобиль в следующем году поступил в штаб Киевского военного округа.
Необходимо отметить, что моторы Луцкого применялись не только на сухопутном транспорте, но также на водном и воздушном. Есть сведения, что в 1904 году изобретатель сконструировал быстроходную моторную лодку «Лукерья», скорость которой превышала 10 узлов (18,52 км/ч). В 1907 году при активном участии Луцкого был построен двигатель внутреннего сгорания мощностью 6 тыс. лошадиных сил, предназначавшийся для русского миноносца «Видный». Луцкий занимался и разработкой авиационных моторов, а в 1910 году он провел испытания одной из трех моделей подобных двигателей в присутствии российских военных, дипломатических и правительственных представителей.
Сведения о работах Луцкого, как авиаконструктора, весьма противоречивы. В России первое подробное сообщение о его изобретениях появилось в 1913 году, в статье Б.Воробьева, написанной, вероятно, со слов самого изобретателя во время его приезда на родину осенью 1913 года. Эта же статья легла в основу описания авиаконструкторской деятельности Луцкого в книге В.Б.Шаврова «История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.» Между тем в немецких авиационных публикациях начала XX века содержатся сведения, весьма отличные от опубликованных в России и СССР.
Луцкой занялся конструированием самолетов в 1909 году. Уже первый его аппарат, построенный в мастерских фирмы «Daimler», отличался оригинальностью конструкции. Это был моноплан, несколько напоминавший самолет «Антуанетт», но имел необычно большие для того времени размеры (размах крыла — 18 м, площадь — 50 кв.м.), вес (вместе с пилотом) составлял 950 кг — вдвое тяжелее, чем другие монопланы. Чтобы поднять такой тяжелый самолет в воздух (по данным журнала «Воздухоплаватель, аппарат был рассчитан на полет с пятью пассажирами), Луцкой установил на нем не один, как обычно, а два четырех цилиндровых двигателя Daimler D4F мощностью по 55 л.с. Они располагались в фюзеляже и приводили в движение три пропеллера — один в носовой части фюзеляжа и два по бокам, в вырезах в передней кромке крыла.
Второй самолет Луцкого демонстрировался только в полете в начале 1912 года в окрестностях Берлина. Журнал «Воздухоплаватель» информировал читателей: «24 февраля днем на аэродроме в Иоганнистале, в присутствии состоящего при особе Императора германского ген.- М.Татищева и русского агента Берендса, авиатор Гирт совершил один и с пассажиром весьма удачные пробные полеты на величайшем аэроплане в мире, построенным русским изобретателем Борисом Луцким… Аппарат развивает скорость до 150 километров в час и напоминает в полете огромную птицу. Гирт обогнал сегодня на этом аппарате все прочие участвовавшие в полетах аэропланы, казавшиеся неподвижными в сравнении с новым аппаратом». В газете «Berliner Zeitung» также содержался положительный отзыв о первых пробах двухмоторного самолета и сообщалось, что полеты происходили на высоте 60-70 м, за ними с интересом наблюдали как русские, так и немецкие военные чины.
В апреле 1912 года самолет Луцкого демонстрировался на авиационной выставке в Берлине. Сведений о дальнейшей судьбе этой интересной машины нет. Известно лишь, что она так и осталась экспериментальной из-за технических проблем с передачей мощности от двигателей на винты.
В 1913 годуЛуцкой построил новый двухместный самолет-моноплан по типу «Таубе». Аппарат имел размах крыла 13,5 м и длину 11 м. Вместо двух двигателей на нем был установлен один, мощностью 150 л.с. Этот 6-цилиндровый мотор водяного охлаждения, сконструированный самим Луцким, обладая необычно малым для своего времени удельным расходом топлива — 214 г/л.с. час. Высокий КПД двигателя достигнут благодаря новой компоновке кулачкового вала (над головкой цилиндров) и удачной форме камер сгорания.
При испытаниях в Иоганнистале пилот Стиплушек развил на самолете скорость 137 км/ч и вместо предполагаемых германским военным ведомством 15 минут для подъема на 800 м, достиг высоты 1125 м всего, 7,5 минуты. 9 октября 1913 года он совершил перелет из Иоганнисталя в Берлин и обратно с нагрузкой почти в полтонны.
Для демонстрации нового самолета в России в надежде на получение заказа для русской армии Луцкой решил организовать перелет из Берлина в Петербург. Несмотря на плохие погодные условия, немецкий летчик Стилушек в намеченный день поднялся в воздух и направился в сторону русской столицы. Отлетев от Берлина на расстояние нескольких сотен километров и уже приближаясь к границе между двумя государствами, внезапно заметил, что лопнула, бензиновая трубка, подводящая топливо к двигателю. Выливавшийся на мотор бензин вспыхнул, начался пожар. Летчик не растерялся, круто спустился к земле и сумел посадить горящий самолет. Он и пассажир-механик остались живы. Самолет не спасли.
По мнению В.Б.Шаврова, авария произошла не случайно — немцы не хотели допустить показа в России нового перспективного самолета и двигателя в условиях приближающейся войны. Луцкой сотрудничал не только с самолетостроительной фирмой Румплер, но и с немецкой авиамоторостроительной компанией «Argus». Он принимал участие в разработке новых образцов авиационных двигателей, а с 1912 года даже входил в состав дирекции компании.
Луцкой не переставая оставаться российским подданным. Он являлся атташе по промышленным вопросам в посольстве России в Берлине. Немецкие газеты и журналы называли его не иначе как «русский инженер», «русский изобретатель».
Желание быть полезным своей родине обернулось для Луцкого трагедией. В июле 1914 года, вскоре после возвращения в Германию его арестовали, обвинив в шпионаже в пользу России. Он отстреливался в своей квартире, но был схвачен. Через неделю началась Первая Мировая война. Немцы пытались заставить Луцкого работать на свою военную промышленность, но он не пошел ни на какие соглашения. Его продержали всю войну в тюрьме Шпандау в Берлине и освободили после поражения Германии. Дальнейшая биография Луцкого неизвестна. Известен лишь год его смерти — 1920.
.
.
Список источников:
Кирилл Гомельский. Борис Григорьевич Луцкой (Луцкий).
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.