0.Юлий Александрович Меллер

Меллер Юлий (Юлиус) Александрович.

Немецкий род Меллеров (Moeller, позже Meller) был давно известен в Прибалтике. Династия промышленников этого рода началась с рождённого в 1820-х годах Александра Ивановича Меллера. В середине XIX века он женился вторым браком на Генриетте Карловне Пиутти, дочери странствующего итальянского музыканта. Семья Меллер жила в городе Вейсенштейн Эстляндской губернии и имела девять детей. Кроме сына от первого брака — Вильгельма, у Александра Ивановича родилось ещё восемь детей: сыновья — Роберт, Иван, Юлий, Константин и дочери — Александра, Матильда, Эльвира и Иозефина (она умерла в молодости). Позже сын Эльвиры Б.Н.Екатов, автор «Семейных хроник», писал о предприимчивости А.И.Меллера: «… то он арендует дегтярный завод, то ещё вроде винокуренного и т.д.». Семья часто переезжала с места на место и к концу XIX века оказалась в Москве.

Неизвестны точно ни даты рождения Юлия Александровича, ни смерти. А между тем, это человек, который не только стоял у колыбели русского автомобиля и авиастроения, но и одним из первых понял перспективы этих отраслей промышленности, понял, что за ними будущее. Именно он оставил, несомненно, наиболее значительной след в истории России и особенно, в деле её моторизации. Екатов вспоминал, что Меллер был «человек высокого роста, остроумный, предприимчивый, затейник …»

В начале 1890-х годов Юлий Александрович женился на дочери московского купца Брежнева, получив огромное по тем временам приданое в 300 тысяч рублей. Часть этой суммы он потратил 1893 году на покупку небольшой механической мастерской на Садово-Триумфальной улице, д. 170 в Москве по соседству с цирком Никитиных. В каменном сарае 10 рабочих изготовляли трапеции, стремянки, лестницы, подставки для цирковых аттракционов и трубы парового отопления. Новый импульс развитию предприятия дали состоявшийся в 1893 году первый чемпионат мира по велоспорту и проведённые в Афинах, в 1896 году, первые Олимпийские игры современности. Велосипед стремительно вошёл в моду во всем мире, включая Российскую Империю, а их производство и продажа сулили немалые прибыли.

На базе приообретённой им механической мастерской Ю.А.Меллер основал в 1895 году «Фабрику велосипедов «Дукс» Ю.Меллер и К°». Выбрав в качестве торговой марки латинское слово Dux (в переводе на русский — «вождь»), Ю.А.Меллер, член Московского общества велосипедистов-любителей постарался оправдать это название. В 1896 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде фирма экспонировала различные велосипеды: дорожные и гоночные, тандемы и трёхколёсные, и даже квадруплет (двухколёсный сдвоенный тандем). На выставке продукция Юлия Меллера была отмечена Бронзовой медалью. Впоследствии разнообразная продукция предприятия регулярно отмечалась высокими наградами на различных выставках. Фирменные магазины фабрики работали с 1895 года в Москве в Неглинном проезде и с 1898 года Санкт-Петербурге на углу Невского проспекта и набережной Мойки. С момента основания до 1901 года предприятие сменило несколько помещений.

В 1900 году Меллер привлёк к делу новых акционеров, предприятие стало называться «Акционерное общество «Дукс» Ю.А.Меллера». Весной 1901 года Меллер купил землю в Тверской заставе (Ямская Слобода), построил там собственный дом и новую фабрику. К концу года на новом предприятии было занято 115 человек, производилось около 1000 велосипедов в год. В 1901 году Юлий Меллер построил свои первые автомобили, трициклы, лёгкие мотоциклы и моторные лодки по образцу французских машин «Де Дион-Бутон» (De Dion-Bouton), «Де Дитрих-Болле» (De Dietrich-Bollee), «Перно» (Pernoo) и немецких «ММБ» (MMB), «Кудель» (Cudell), «Оллрайт» (Allright). Собирались машины исключительно по частным заказам. За два года было выпущено их не более 30 единиц. В каталоге фирмы того года все иллюстрации автомобилей, мотоциклов и трициклов скопированы с клише иностранных заводов (известная практика многих русских автомобильных фабрик начала ХХ века). Таким образом, подтвердить факт их производства в России не представляется возможным. Меллер мог предлагать заказчикам под своей маркой и иностранные машины.

В 1902 году началось производство лёгких паровых колясок «Дукс-Паромобиль» по лицензии американской фирмы «Локомобиль» (Locomobile). В том же году на состязаниях в Санкт-Петербурге «Дукс-Паромобиль» получил приз за изящество, а госпожа Матильда Гильгендорф — племянница Юлия Меллера — дочь его сестры Александры и супруга представителя фирмы «Дукс» в столице, взяла второй приз за мастерство вождения.

Позже увидели свет электрические омнибусы «Дукс», легковые автомобили, развозные фургоны, автобусы и изготовленные по заказу Петербургско-Варшавской железной дороги пассажирские дрезины-омнибусы с немецкими моторами «Бенц» (Benz) и французскими «Панар-Левассор» (Panhard et Levassor). В марте 1903 года фирма предложила Военному ведомству свои «Паромобили» по цене 1900 рублей за машину, одна из которых была испытана военными, но от покупки армия отказалась. В 1904-1906 годах завод изготовил довольно большую партию машин «Дуксмобиль» по лицензии американской фирмы «Олдсмобиль» (Oldsmobile), а в 1909 году — трёхколёсные автомобили конструкции инженера А.А.Базилевского, входившего наряду с Ю.А.Меллером и Д.С.Феоктистовым в состав правления предприятия. В начале 1905 года журнал «Автомобиль» рапортовал о «Дуксе»: «Заводом изготовляются автомобили всевозможных типов, начиная с лёгких колясок американского типа до тяжёлых грузовых автомобилей, омнибусов … Формы кузовов самые разнообразные: тонно, фаэтоны, лимузины, купе, омнибусы и т.д. Отделка автомобилей не оставляет желать ничего лучшего.»

Всего на «Дуксе» было построено и собрано из иностранных частей около 400 автомобилей, что позволяет считать эту фирму одним из крупнейших производителей автомобилей в России начала ХХ века. C 1910 года производство автомобилей было прекращено и фирма перешла на выпуск мотоциклов марок «Мото-Рев-Дукс» по патенту швейцарской фирмы «Мото-Рев» (Moto-Reve) и «Триумф-Дукс» по английскому патенту «Триумф» (Triumph). Всего с 1909 по 1915 год было выпущено около 500 мотоциклов «Дукс», большинство из них по заказу Военного ведомства. В 1907-1913 годах было построено несколько опытных аэросаней с бензиновыми моторами «Де Дион-Бутон», «ЕНВ» (ENV) и «Аргус» (Argus). Юлий Меллер участвовал в различных состязаниях, установил несколько рекордов скорости на аэросанях своей конструкции. В поисках новых областей применения двигателей внутреннего сгорания Меллер обратил внимание не только на аэросани, но и на дирижабли и аэропланы, освоив их производство в 1910 году. В 1911-1913 годах общество «Дукс» поставило в Русскую армию 137 аэропланов, в 1914-м — 190. В 1910-1917 годах «Дукс» построил более 1750 аэропланов, что составило почти треть всей продукции в России. Прототипами для летательных аппаратов «Дукс» послужили машины французских фирм «Фарман» (Farman) и «Ньюпор» (Nieuport).

В 1908 году Юлий Александрович вступил в ряды Московского автомобильного общества (МАО), а в 1910-м стал одним из учредителей и заместителем председателя Московского общества воздухоплавания (МОВ). Первая мировая война застала Юлия Меллера с сыном Александром в Германии. Там их интернировали. Лишь спустя полгода они смогли через Швецию вернуться домой в Россию. В 1915 году Ю.А.Меллер сменил свою немецкую фамилию на фамилию жены и стал Брежневым, а осенью 1917 года он эмигрировал во Францию, оставив завод на брата Ивана. Иван Александрович Меллер руководил заводом «Дукс» до своей смерти в апреле 1918 года. Судьба Юлия Александровича Меллера после эмиграции неизвестна.

После национализации декретом Совета народных комиссаров от 28 июня 1918 года фабрика «Дукс», ставшая к тому времени крупнейшим производителем аэропланов в России, была переименована в Государственный авиационный завод № 1 (ГАЗ № 1). В 1931 году было принято решение из состава ГАЗ № 1 выделить ряд специализированных производств: авиастроительное, приборостроительное, радиаторное, колёсное и велосипедное. Организация велосипедного производства на базе оборудования бывшей фабрики Меллера дала рождение Московскому велосипедному заводу.

Самолетостроительный завод, оставшийся в корпусах бывшей фирмы «Дукс», получил в октябре 1931 года номер 32, в ноябре 1941 года он стал Машиностроительным заводом № 43, позже назывался «Коммунар» и лишь в 1993 году завод вновь акционировался и вернул своё изначальное имя — ОАО «Дукс».

Братья Меллер (слево направо) - Константин, Юлий, Иван и Роберт.

Братья Меллер (слево направо) — Константин, Юлий, Иван и Роберт.

Ю.А.Меллер с сыном Александром.

Ю.А.Меллер с сыном Александром.

.

.

Список источников:
Станислав Кирилец. Юлий Александрович Меллер — «Вождь» моторизации России.
В.И.Сизов, Н.Ф.Банникова. История авиационной и космической техники России — Первый период. 1881-1918 гг.