Можайский Александр Фёдорович (1825-1890)

Можайский Александр Фёдорович (1825-1890).

Русский военный (морской) деятель — контр-адмирал, изобретатель — пионер авиации.

Александр Можайский родился 9 (21) марта 1825 года в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского. Крестным отцом его был командир Роченсальмского порта капитан-командор И.Г.Степанов. Получил воспитание в Морском кадетском корпусе, который он блестяще окончил 19 января 1841 года. Год спустя он был произведен в мичманы.

После семилетнего плавания на различных кораблях в Балтийском и Белом морях Можайский в 1849 году получил чин лейтенанта.
С 1850-го по 1852 год Александр Можайский на Балтийском море. В 1853-1855 годах — на фрегате «Диана» участвовал в дальнем плавании Кронштадт — Япония. В книге «Ветка сакуры» Всеволод Овчинников пишет, что экипаж фрегата «Диана», в составе которого был А.Ф.Можайский, после того как фрегат был разбит цунами у берегов Японии в 1855 году, отплыл на родину на шхуне, построенной по чертежам А.Ф.Можайского и что впоследствии по этим чертежам строилось первое в Японии килевое судно. В 1855 году назначен на бриг «Антенор», который крейсировал в Балтийском море и охранял подступы к Финскому заливу от диверсионных набегов англо-французских кораблей.
В 1858 году Можайский принял участие в Хивинской экспедиции, организуя её передвижение по воде на специально выстроенных для этой цели судах. Он составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Можайский был назначен старшим офицером 84-пушечного корабля «Орел».
8 сентября 1859 года Можайский получил очередной чин капитан-лейтенанта. После спуска на воду клипера «Всадник» он был назначен его командиром и плавал на нем в Балтийском море до 1863 года.

В 1860 году откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии, здесь он поселился в сельце Котельниково (ныне Можайское).

В 1863 году Можайский был уволен в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны. С 1869 года по 1876 год Можайский поселился в поселке Вороновица Подольской губернии, расположенный в 20 км от г. Винницы. В 1879 году Можайский был вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана 1 ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вёл курс морской практики.

В 1876 году Александр Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Во время службы в Морском корпусе Можайский, пользуясь консультацией крупнейших русских учёных, продолжал совершенствовать свой проект. В июле 1882 года капитану 1 ранга Можайскому было присвоено звание генерал-майора с увольнением от службы «по домашним обстоятельствам». Впоследствии Можайскому было присвоено звание контр-адмирала.

20 июля 1882 года был испытан летательный аппарат его конструкции. Самолёт был построен на собственные средства А.Ф.Можайского и испытан 20 июля 1882 года. Во время разбега самолёт оторвался от земли, но потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. А.Ф.Можайский пытался отремонтировать «прибор» и продолжить испытания, но средства у него закончились. Самолёт стоял много лет под открытым небом, потом был разобран.

Умер Александр Федорович 21 марта 1890 года. Могила А.Ф.Можайского находится на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Награды:
-орден Святого Владимира IV степени;
-орден Святого Станислава II степени, а также бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память войны 1853-1856 гг.».

.

.

Список источников:
И.Костенко, Ю.Вятич. Я желал быть полезным своему отечеству.
К.С.Строителев. Русский моряк А.Ф.Можайский — изобретатель первого в мире самолета (http://q99.it/t761udp).