0.А.А.Агафонов.

Агафонов Александр Александрович (1891-?).

Александр Агафонов родился в 1891 году, в Баку, в семье коллежского секретаря Агафонова Александра Никоноровича, помощника воспитателей пансиона Бакинского реального училища. Учился и закончил Бакинское реальное училище (БРУ) в 1907 году. После окончания БРУ уехал в Санкт-Петербург и поступил на учебу в Технологический институт.

Будучи студентом, Александр работал на заводе «Гамаюн» С.С.Щетинина, первого в России начавшего строить аэропланы.

В конце июня 1911 года получил диплом пилота в школе «Гамаюн» (свидетельство № 21) Первого российского товарищества воздухоплавания (ПРТВ). Инструктором у первых выпускников этой школы, в числе которых знаменитые авиаторы Евсюков и Слюсаренко, был первый русский военный летчик Евгений Руднев.

В качестве опытного пилота Александр Агафонов, вместе с механиком Колчиным, принял участие в перелете Санкт-Петербург — Москва 1911 года. Из-за ряда аварий с самолетом были вынуждены прекратить перелет.

Для участия в групповом перелете Санкт-Петербург — Москва на заводе ПРТВ построили «Фарман», приспособленный для дальних полетов. Директор Щетинин предложил его инструктору Александру Агафонову. Молодой летчик принял лестное предложение и взял механиком в полет Колчина. Агафонов и Колчин стартовали с Комендантского аэродрома 23 июля 1911 года. Не прошло и часа, как они миновали Тосно. А через час спустились в Чудово. Этот полет уже обеспечил заводу конструкторский приз военного ведомства «за непрерывный полет на дальность».

Следующим этапом был Новгород. Здесь аэроплан увяз в болоте, хотя сели точно в указанном на маршрутной карте месте. На следующем этапе перелета в районе Новгорода отказал мотор из-за неисправности магнето, а при вынужденной посадке подломали шасси. Аэроплан пришлось отвезти обратно на Валдай. 25 июля весь день ремонтировали мотор. На следующее утро Агафонов хотел продолжить путь, но при пробном полете повредил шасси. 27-го был сильный ветер, а на следующий день, когда немного утихло, летчик опять потерпел аварию. На этом закончилось его участие в перелете.

В дальнейшем главным занятием Агафонова становится испытание самолётов, выпускаемых на заводе Щетинина. Иногда участвовал в соревнованиях. По примеру своих друзей Евсюкова и Колчина принял участие в Балканской войне. Вскоре после начала войны (1-го ноября 1912 г.) летчик-доброволец Агафонов и его механик Савельев (будущий авиаконструктор триплана) с бипланом «Дукс», который был куплен в России для Сербской Армии, прибыли в Белград. Их прикомандировали к помощнику командующего сербской армии генералу Путнику.

В ноябре 1912 года Агафонов и механик Савельев вошли в состав авиаотделения, которое передали в распоряжение Верховного главнокомандующего… Агафонов сделал несколько испытательных полетов на «Дукс» над Скопле и затем на «REP» над Белградом в декабре 1912 года.
Белградский корреспондент «Русского слова» Н.П.Брио для получения достоверной военной информации прибег к помощи Агафонова, который обещал брать его механиком в полеты над турецкими позициями.
2 февраля 1913 года Агафонов и Савельев начали продолжительный полет от Ниш к Белграду на «REP», но полет закончился полной неудачей. Перелет продолжался в течение трех дней и в конце, на заключительном этапе полета в Белградских предместьях, самолет потерпел аварию.

В конце февраля 1913 года Агафонов и Савельев оставили Сербию и вернулись домой. За участие в Балканской войне Александр Агафонов был награжден орденом «За боевые заслуги».

После Балканской войны Агафонов начал подготовку к перелету Санкт-Петербург — Севастополь, даже построил модернизированный «Фарман» с увеличенными консолями верхнего крыла и дополнительными бензобаками. Самолет летал хорошо, но до перелета дело не дошло — Германия объявила войну России и Александр Агафонов вступил в армию рядовым. По некоторым источникам Агафонов служил летчиком в 10-м Корпусном авиационном отряде. Выполнял разведывательные полеты, за что был награждён Георгиевским крестом и произведён в унтер-офицеры. На некоторое время отзывался на завод для приёмки самолётов, затем вновь возвратился на фронт.

28 марта 1915 года получил тяжёлые увечья при падении самолёта. После лечения в Гродно, дорога в авиацию была закрыта и Агафонов продолжил занятия в Политехническом институте. Получив диплом инженера, переехал в Швецию. Где-то в Скандинавии теряются в 1920-е годы следы инженера Агафонова. Дальнейшая судьба русского авиатора Александра Александровича Агафонова неизвестна.

Награды:
— орден «За военные заслуги» (Сербия);
— Георгиевский крест 4-й степени.

1.А.А.Агафонов в Бакинском реальном училище (БРУ). 1907 г.

Александр Агафонов во время учебы в Бакинском реальном училище (БРУ). 1907 г.

2.Студент Политехнического института А.А.Агафонов. 1908 г.

Студент Политехнического института А.А.Агафонов. 1908 г.

3.Ученик авиашколы Гамаюн, студент А.А.Агафонов.

Ученик авиашколы «Гамаюн», студент А.А.Агафонов.

4.Агафонов среди выпускников авиашколы Гамаюн. 1911 г.

А.А.Агафонов среди выпускников авиашколы «Гамаюн». 1911 г.

4а.А.А.Агафонов с другом П.В.Евсюковым. 1911 г.

А.А.Агафонов с другом П.В.Евсюковым. 1911 г.

5...

А.А.Агафонов (слева) и В.Ф.Савельев в кабине трофейного аэроплана «REP». Сербия, осень 1912 г.

6.А.А.Агафонов (в центре) и В.Ф.Савельев у трофейного аппарата REP. Сербия, осень 1912 г.

А.А.Агафонов (в центре) и В.Ф.Савельев у трофейного аппарата «REP». Сербия, осень 1912 г.

.

.

Источники:
М.Л.Дольников, М.Л.Дольникова. Икары российского неба.
В.И.Лавренец. Летчики России.
Сайт «РЕТРОПЛАНЪ» (retroplan.ru).