0.Казаков Александр Александрович.

Козаков Александр Александрович (1889-1919).

Выдающийся русский ас-истребитель Русского Императорского военно-воздушного флота в период Первой Мировой войны, второй лётчик в истории, применивший воздушный таран и первый, оставшийся после тарана в живых.

Родился 2 января 1889 года в дворянской семье в Херсонской губернии. Окончил Воронежский кадетский корпус в 1906 году.
В 1908 году закончил Елизаветградскую кавалерийскую школу и выпущен в армию корнетом. Служил в 12-м уланском Белгородском полку (место дислокации — Проскуров, Подольской губернии).
С 1911 года — поручик.
С января 1914 года приступил к лётной подготовке в Гатчинской военно-авиационной школе (до 19 июля 1914 года временный Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы).
В сентябре 1914 года получил квалификацию «Военный лётчик», но затем некоторое время совершенствовал навыки в Военной авиационной школе.
По окончании школы с декабря 1914 года — в действующей армии на фронтах Первой Мировой войны. Сначала — младший лётчик 4-го корпусного авиационного отряда.

Первая воздушная победа — 18 марта (по старому стилю) 1915 года, в этот день Козаков совершил второй после Петра Нестерова воздушный таран, в котором сбил германский аппарат типа «Альбатрос», сам же благополучно приземлился. За этот подвиг 27 июля 1915 года был удостоен Георгиевского оружия.

С августа 1915 года — начальник 19-го корпусного авиационного отряда, штабс-ротмистр.
С февраля 1917 года — исполняющий должность командира 1-й боевой авиационной группы Юго-Западного фронта, в марте утверждён в этой должности, а в апреле произведен в чин ротмистра. Эта группа стала первым специальным истребительным соединением в русской авиации. Став её командиром, Козаков продолжал летать на боевые задания, в июне был ранен, в руку четырьмя пулями, в воздушном бою. Свою первую официальную победу в рядах авиагруппы он одержал 8 (21) декабря 1916 года у Луцка. В одиночку атаковав 2 вражеских «Бранденбург Ц1» из 10-й авиароты, русский истребитель сумел сбить один из бомбардировщиков. Австрийский пилот Иохан Кольби был убит в воздухе двумя пулями, которые попали ему в голову. Наблюдатель — обер-лейтенант Франц Вейгель попытался самостоятельно управлять машиной и получил серьёзные травмы при посадке. Козаков за эту победу получил орден Святого Георгия 4-го класса.
В сентябре 1917 года произведен в подполковники.
С ноября 1917 года — исполняющий должность командира 7-го авиационного дивизиона, а в декабре того же года на общем собрании солдат избран командиром 19-го корпусного авиационного отряда.

За три года войны Козаков сбил лично 17 и в составе группы ещё 15 самолётов противника и был признан самым результативным русским лётчиком-истребителем периода Первой Мировой войны. В некоторых публикациях указывается, что он сбил 32 самолета лично, но скорее всего их авторы объединяют личные и групповые победы Козакова.

Верный воинской присяге, Козаков не принял октябрьский переворот и был отстранён от командования. Тем не менее, весной 1918 года он был поставлен на учёт как военный специалист и предупреждён о возможном зачислении в Красную Армию. Не желая служить красным, в июне 1918 года он тайно уехал в Мурманск. Когда в августе 1918 года в Архангельске началось формирование 1-ого Славяно-Британского авиационного отряда, Козаков был назначен его командиром. При этом только ему присвоили чин лейтенанта Королевских военно-воздушных сил, а остальные русские лётчики-офицеры (изначально в отряде было 34 русских пилота, затем их число увеличилось) зачислены в отряд в звании рядовых.
Сражался в гражданской войне на Севере, совместно с войсками Северной армии и частями войск Антанты. В январе 1919 года ранен пулей в грудь, многократно отличался в разведывательных и бомбардировочных вылётах. Весной 1919 года А.А.Козаков получает звание майора Королевских Военно-воздушных сил Великобритании и назначен командиром Двинского авиационного дивизиона.

1 августа 1919 года Козаков погиб в авиакатастрофе, разбившись на своем аэродроме. По общему мнению очевидцев этой аварии, Александр Козаков покончил жизнь самоубийством, омраченный начавшейся двумя днями ранее эвакуацией британских войск из Мурманска. В пользу этой версии говорят и такие факты, что за несколько дней до этого Козаков отказался от должности командира Двинского авиационного дивизиона, а за два дня до гибели — от предложения эвакуироваться в Великобританию. Похоронили Александра Козакова на кладбище около церкви (есть выписка из церковной книги и две фотографии похорон) в селе Двинской Березник в 250 километрах южнее Архангельска. На могиле поставили надгробие из двух перекрещенных пропеллеров, а на белой доске вывели надпись: «Лётчик Козаков. Сбил 17 немецких самолётов. Мир праху твоему, герой России». 1 августа 2009 года памятник был восстановлен.

Награды:
-орден Святого Станислава 3-й степени — ВП от 18.08.1913 г.;
-орден Святой Анны 3-й степени — ВП от 02.04.1915 г. за окончание Военной авиационной школы;
-орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» — ВП от 27.01.1916 г. «за боевые разведки на р.Равке в феврале и марте месяце 1915 г.»;
-орден Святого Станислава 2-й степени с мечами — Приказом по 5-й армии № 659 от 04.07.1916 г.;
-орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом — Приказом по армиям Северного фронта № 757 от 07.09.1916 г.;
-орден Святой Анны 2-й степени с мечами — ПАФ от 21.04.1917 г. «за воздушные разведки под г.Двинском в январе-феврале 1916 г.»;
-орден Святого Георгия 4-й степени — ПАФ от 31.07.1917 г. «за то, что, будучи в чине штабс-ротмистра, 8-го декабря 1916 г., вылетев на самолете «Ньюпор «, типа истребителей, для преследования немецких самолетов, появляющихся над нашим расположением, отогнал в районе Горохова 2 немцев, атаковал третий самолет в районе д.Забороль, в 5 верстах к западу от Луцка, и двумя пулями в голову убил пилота. Аппарат, кое-как управляемый легко раненым наблюдателем австрийским обер-лейтенантом, упал в нашем расположении и был захвачен нашими войсками.»

-Георгиевское оружие — ВП от 28.07.1915 г. «за доблестный подвиг 18-го марта 1915 г., выразившийся в том, что по собственному почину взлетел у с.Гузов на своем аппарате, погнался за германским аэропланом, производившим разведку в нашем тылу и бросавшим бомбы в Гузовский аэродром, настиг его близ усадьбы Воля-Шидловская и хотя не успел опрокинуть врага особым якорем, сбил его, с явной опасностью для собственной жизни, ударом своего аппарата о верхнюю плоскость неприятельского, в результате чего было прекращение противником разведки и метания бомб.»

За период Гражданской войны награжден:
английским офицерским орденом «За боевые отличия» — 1918 год;
английским орденом «Военный крест» — 1919 год;
английским офицерским крестом «За летные боевые заслуги» — 20.03.1919 г.;
кавалерским крестом ордена Почетного легиона;
французским «Военным крестом» с одной пальмой.

2...

А.А.Козаков (в центре) у своего первого боевого самолета Morane-Saulnier G.

3.А.А.Казаков на своем Morane-Saulnier G.

А.А.Козаков на своем Morane-Saulnier G.

4.А.А.Казаков у Ньпора-10.

А.А.Козаков у «Ньпора-10».

5.Могила А.А.Казакова.

Могила А.А.Козакова.

.

.

Список источников:
М.С.Нешкин, В.М.Шабанов. Биографический справочник «Авиаторы — кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов.»
С.В.Липицкий. Авиация русской армии в 1910-1917.
Н.Г.Бодрихин. Лучшие асы XX века.
Сайт «РЕТРОПЛАНЪ» (retroplan.ru).
Фотоархив Петра Заики.