Пётр Николаевич Нестеров (1887-1914).
Знаменитый русский военный лётчик, основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова). Погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран.
Родился в Нижнем Новгороде 15 (27) февраля 1887 года в семье офицера-воспитателя кадетского корпуса Николая Федоровича Нестерова (1863-1890). После неожиданной смерти отца материальное положение семьи сильно ухудшилось. Его мать, Маргарита Викторовна, не имея средств на оплату жилья, была вынуждена переехать вместе с четырьмя детьми во Вдовий дом. 26 августа (7 сентября) 1897 года Нестеров поступил в Нижегородский кадетский корпус, где в своё время его отец занимал должность воспитателя. В 1904 году Нестеров закончил корпус. После окончания корпуса Пётр Николаевич в числе шести лучших выпускников был направлен в Михайловское артиллерийское училище.
После обучения в Михайловском артиллерийском училище, 29.10.1906 г. был выпущен в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду, служил во Владивостоке, где лично разработал правила корректирования стрельбы из аэростата.
С 31.12.1906 г. — в бригаде.
С 27.04.1907 г. — делопроизводитель 2-й батареи. Командирован в Офицерский класс Офицерской воздухоплавательной школы.
31.05.1913 г., по окончании Авиационного отдела той же школы, командирован в г. Киев, с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте, затем ко 2-му авиационному отряду.
23.06.1913 г. 2-й авиационный отряд переименован в 11-й авиационный отряд (с 08.08.1913 г. — 11-й корпусной авиационный отряд).
С 29.06.1913 г. по 20.11.1913 г. — временно и.д. начальника отряда.
09.09.1913 г. первым в мире выполнил «мертвую петлю» — фигуру пилотажа, впоследствии названную в честь него «петлей Нестерова».
Занимался изучением маневренных возможностей самолетов. Подробно исследовал работу рулей управления самолетом на глубоких виражах. Организовал несколько групповых дальних перелетов, участвуя в них лично.
С 21.02.1914 г. — начальник 11-го корпусного авиационного отряда.
Погиб 26 августа 1914 года, совершив таран австрийского самолета-разведчика.
Награды:
-орден Св. Станислава 3-й ст. — ВП от 25.12.1912 г.;
-орден Св. Анны 3-й ст. — ВП от 07.03.1913 г.;
-орден Св. Владимира 4-й ст. — ВП от 09.08.1914 г.;
-орден Св. Георгия 4-й ст. — ВП от 23.04.1915 г. «за то, что в бою 26-го августа 1914 г., заметив в воздухе над г. Жолкевым неприятельский аэроплан, производивший разведку, по личной инициативе, поднявшись на аппарате, протаранил неприятельский аэроплан, упавший с двумя летчиками около д. Вола-Высоцка, при этом сам погиб славной смертью героя.»
Участвуя в Первой Мировой войне, Нестеров сражался на Юго-Западном фронте с австрийской авиацией. Особенно досаждал русским авиаторам самолет системы «Альбатрос», который почти ежедневно появлялся над их аэродромом в районе Жолквы Львовской губернии. 26 августа 1914 года «Альбатрос» появлялся дважды. Первый раз противник, как говорится, удрал от Нестерова, но вскоре появился снова. И тогда Петр Николаевич решил совершить таран. По свидетельству очевидцев этого события поручиков В.Соколова и А.Кованько-младшего, австриец летел на высоте 1000-1500 м. Нестеров на своем быстроходном «Моране» пошел наперерез «Альбатросу».
Австриец снова попытался удрать, разгоняя самолет за счет снижения на полных оборотах мотора. Маневры П.Н.Нестерова быстры и решительны. «Нестеров зашел сзади, — пишет исследователь К.И.Трунов, — догнал австрийца и ударил «Альбатрос», как сокол бьет неуклюжую цаплю. Сверкнули в воздухе светлые крылья «Морана», и он врезался в австрийский самолет. Было 12 часов 5 минут. После тарана «Моран» стал по спирали падать вниз. От самолета отделился мотор — он упал метрах в 130 от самолета…
П.Н.Нестерова выбросило из поврежденного самолета, и он упал метрах в 25 от него. Момент, когда Нестеров был выброшен из самолета, установить не удалось. По одним показаниям, это произошло в момент столкновения, по другим — значительно позже.»
Это был первый таран в истории мировой авиации, а гибель отважного летчика по праву считается героической.
После гибели П.Н.Нестерова заботу о семье взял на себя его друг Владимир Иванович Докучаев. В.И.Докучаев длительное время преподавал в Горьковском (Нижегородском) речном училище, читая курсантам судомеханического отделения курс теории двигателей внутреннего сгорания (дизелей).
В 1914 году на месте гибели Петра Нестерова у г. Жолква (с 1951 по 1992 — г. Нестеров) был сооружён монумент. Позднее, в 1980 году, здесь построили мемориал памяти героя-авиатора: памятник с мёртвой петлёй, заканчивающейся взлётом вверх реактивного самолёта и небольшой музей. Расположение мемориала: на дороге Жовква — Рава-Русская в населённом пункте Воля-Высоцкая. Во время «нэзалэжной» украины музей был заброшен и разграблен.
Семья:
Старший брат — Николай Нестеров (генерал-майор интендантской службы, умер в 1950 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве).
Старшая сестра — Александра.
Младший брат — Михаил (военный лётчик, погиб при испытании нового аэроплана в 1914 г.).
Жена Петра Нестерова — Н.Р.Нестерова, урождённая Ядвига Луневская, дочь польского крестьянина.
Дети: Пётр (1911-1955) и Маргарита (1909-1995).
В 1962 году Международная авиационная федерация ввела переходный приз для победителя первенства мира по высшему пилотажу — кубок имени П.Н.Нестерова.
В 1958 году именем Петра Нестерова названа улица в Киеве на Шулявке вблизи бывшего Сырецкого ипподрома, где он впервые выполнил петлю Нестерова (улица Петра Нестерова)
В 1961 году именем лётчика названа улица в Москве (улица Пилота Нестерова).
В его честь город Жолква Львовской области (Украина) с 1951 по 1992 годы носил название «Нестеров».
Его именем были названы улицы и переулки в разных городах: Санкт-Петербурге, Гатчине, Минске, Нижнем Новгороде и Балашихе.
Установлены памятники в Киеве и Нижнем Новгороде, бюст в Казани.
Имя «Нестеров» присвоено астероиду № 3071.
В честь П.Н.Нестерова названа государственная награда Российской Федерации — медаль Нестерова (учреждена Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года № 442 «О государственных наградах Российской Федерации»).
Поручик П.Н.Нестеров у своего планера. Нижний Новгород, 1911 г.
П.Н.Нестеров с механиком у самолета «Ньюпор-4».
Нестеров Петр Николаевич. Открытка.
Петля Нестерова. Схема.
Рапорт Нестерова о переводе в авиационный отдел ОВШ.
Медаль Нестерова.
.
.
Список источников:
М.С.Нешкин, В.М.Шабанов. Биографический справочник «Авиаторы — кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов.»
П.Д.Дузь. История воздухоплавания и авиации в России (период до 1914 года).
Сайт «РЕТРОПЛАНЪ» (retroplan.ru).
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Нестеров Петр Николаевич».