Ноздровский Степан Андреевич (1888-1949).
Русский военный лётчик, ученый и изобретатель авиационных приборов.
Степан Ноздровский родился 16 августа 1888 года в м. Кричев Могилевской губернии в семье статского советника. Из дворян. Православный.
В 1906 году окончил 12-ю Санкт-Петербургскую гимназию, а в 1911 году — Императорский Санкт-Петербургский университет. Ещё будучи студентом физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, Ноздровский серьёзно увлёкся авиацией.
В 1911 году после окончания университета работал на заводе С.С.Щетинина. Вскоре Ноздровский поступил в школу авиации. Экзаменационный полёт С.Ноздровского, совершённый в августе 1913 года, стал мировым рекордом: пять «восьмёрок» были выполнены за 6,5 минут.
В 1913 году окончил школу Императорского всероссийского аэроклуба (ИВАК) и был оставлен в школе инструктором.
31 июля 1914 года вступил в службу рядовым «охотником» в Особый (добровольческий) авиационный отряд, позже переименованный в 34-й корпусной авиационный отряд (XXXIV КАО), сформированный из личного состава авиашколы ИВАК её начальником лейтенантом Н.А.Яцуком.
Первый свой Георгиевский крест летчик 34-го КАО Ноздровский получил «за неоднократно с успехом произведённые воздушные разведки, причем 11.09.1914 г. несмотря на обстрел его германской артиллерией и пехотой, он продолжал разведку вглубь расположения неприятельских частей, а 12.09.1914 г., заметив направляющийся к ним неприятельский аэроплан, движением своего самолёта заставил противника возвратиться обратно».
К марту 1915 года С.А.Ноздровский был награждён всеми четырьмя степенями Георгиевского креста и был произведен в прапорщики за боевые отличия (20.03.1915 г.).
22 августа 1915 года, во время Свенцянского прорыва немцев, он с наблюдателем штабс-капитаном Леонковым выполнил несколько разведок в районе Янов-Вилкомир, во время которых они обнаружили продвижение значительных сил неприятеля в направлении Свенцян. Эти сведения дали возможность командованию принять меры, предупредившие прорыв противника у Молодечно. За эти разведки С.А.Ноздровский был награждён орденом Св.Георгия 4-й степени.
5 июля 1916 года Степан Андреевич назначен командиром 10-го истребительного авиационного отряда. Подпоручик (30.08.1916).
В августе 1917 года откомандирован в Управление военного воздушного флота. Поручик (17.09.1917).
С марта 1918 года С.А.Ноздровский был начальником авиашколы частного Казанского общества воздухоплавания.
Участие в Белом движении:
В августе 1918 года после взятия Казани армией генерала Каппеля и частями Чехословацкого корпуса поручик Ноздровский вступил в Белую армию Восточного фронта.
С августа по октябрь 1918 года занимал должности заведующего оперативным отделением Управления воздушного флота Северной группы войск.
С 8 ноября 1918 года по январь 1919 года — помощник начальника Управления воздушного флота по оперативной части.
С января 1919 года по январь 1920 года — начальник технического отделения при том же управлении. Вскоре за отличия по службе был произведен в капитаны (1919 г.) и назначен сотрудником Иркутской аэронавигационной лаборатории.
На службе в Красной Армии:
С февраля 1920 года в Красной Армии. С мая 1920 года — заведующий аэронавигационной лабораторией 5-й армии, затем — заведующий Аэронавигационным отделом научно-опытных мастерских Главного управления РККВФ.
С января 1923 года по май 1924 года — постоянный член Научного комитета Главного управления РККВФ.
С мая 1924 года — преподаватель Академии военно-воздушного флота РККА им. Жуковского.
В 1924 году Степан Андреевич Ноздровский одним из первых запатентовал принцип построения одноосного гироскопического стабилизатора. Он и его сотрудники в короткое время подготовили первый отряд штурманов для военной авиации. Во время перелета Москва — Монголия — Китай — Япония на самолете Р-1 Михаила Громова стоял гироскопический компас, автором которого был Степан Андреевич Ноздровский. Дирекция ленинградского завода «Электросила» обратилась к командованию с просьбой направить Ноздровского для налаживания выпуска приборов для народного хозяйства. Вот что было написано в 23-томной «Технической энциклопедии», вышедшей под редакцией профессора Л.К.Мартенса в 1927-1938 годах в статье «Развитие авиационных приборов»:
«Уже в 1919 г. отечественный завод „Авиаприбор“ выпускал приборы для воздушного флота, а с 1922 г. этот завод перешел на серийное производство. В 1923 г. на этом заводе изготовлялись: манометры масла и бензина, аэротермометры, тахометры, высотомеры, уклономеры и указатели скорости. Завод объединил многих конструкторов и исследователей-приборостроителей, имена которых в настоящее время пользуются широкой известностью (С.А.Ноздровский, С.С.Тихменев, Г.О.Фридлендер и др.». В редакционный состав этой энциклопедии вошел и Степан Андреевич Ноздровский. Он отвечал за разделы, касающиеся развития авиации. В частности, уже в первом томе энциклопедии была помещена его статья: «Авиационные приборы».»
20 ноября 1925 года Степан Андреевич Ноздровский был уволен из рядов РККА «как бывший белый офицер».
C 1 мая 1926 года по личному ходатайству, рассмотренному начальником Управления ВВС РККА, вновь принят на службу на должность старшего летчика-наблюдателя Научно-опытного аэродрома ВВС РККА.
5 февраля 1925 года получил благодарность, объявленную в приказе № 46 по ВВС РККА «за перелет по маршруту Москва — Смоленск — Витебск — Гомель — Москва».
15 августа 1927 года Степан Андреевич Ноздровский окончательно перешёл на научную работу и в 1939 году в издательстве «Оборонгиз» вышла его книга «Общая теория и методика расчета измерительных приборов».
В годы Великой Отечественной войны доцент С.А.Ноздровский работал в Военно-воздушной академии им. Жуковского, возглавляя кафедру штурманского факультета. В последующие годы Степан Андреевич Ноздровский работал на кафедре механических приборов в Московском авиационном институте (МАИ).
Жил в Москве. Умер в 1949 году. Похоронен на Введенском кладбище в Москве (участок 21).
Чины и звания:
Рядовой — 31.07.1914 г.
Ефрейтор — 12.10.1914 г.
Младший унтер-офицер — 06.12.1914 г.
Старший унтер-офицер — 09.12.1914 г.
Прапорщик — Приказом по армиям Северо-Западного фронта №812 от 20.03.1915 г. за боевые отличия (производство утверждено ВП от 22.11.1915 г.).
Подпоручик — 30.08.1916 г.
Поручик — 17.09.1917 г.
Награды:
Георгиевские кресты:
-4-й степени № 38420 — Приказом по 10-й армии №66 от 12.10.1914 г. «за воздушные разведки 11-го и 12-го сентября 1914 г.»;
-3-й степени № 9358 — Высочайше пожалован 06.12.1914 г. «…за воздушные разведки 2, 3 и 13 октября 1914 г.»;
-2-й степени № 629 — Приказом по 3-му Сибирскому армейскому корпусу № 9 от 15.01.1915 г. «за воздушные разведки 21 и 27-го ноября 1914 г. сопровождавшиеся метанием бомб и совершенные под сильным артиллерийским огнем»;
-1-й степени № 293 — «за воздушные разведки 20 декабря 1914 г., 1, 19 и 27 ноября 1915 г. и за перелет из Лыка в Осовец».
-орден Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (1915 г.);
-орден Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (27.07.1916 г.);
-орден Св. Георгия 4-й ст. (04.03.1917 г.) — ПАФ от 04.03.1917 г. «за то, что, будучи в чине прапорщика, во время Виленской операции и, главным образом, 22-го августа 1915 г., произвел в обстановке исключительной трудности ряд боевых воздушных разведок под сильным артиллерийским и ружейным огнем противника, причем выяснил и доставил своевременно важные сведения о передвижении весьма значительных сил неприятеля, на основании которых высшим начальством были приняты меры, повлекшие за собой предупреждение прорыва у Молодечно»;
-орден Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (17.03.1917 г.);
-орден Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (13.09.1917 г.).
.
.
Список источников:
М.С.Нешкин, В.М.Шабанов. Биографический справочник «Авиаторы — кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов.»
Сайт «Русская народная линия». А.Иванов. Удивительная судьба русского аса.
Сайт «РЕТРОПЛАНЪ» (retroplan.ru).