0.Ефимов Михаил Никифорович

Ефимов Михаил Никифорович (1881-1919) — первый русский летчик.

Михаил Ефимов родился 13 ноября 1881 года в дер. Дуброва, Смоленской губернии. Через несколько лет его семья переехала в Одессу. Отец Михаила, Никифор Ефимов, устроился слесарем в мастерские Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ), Михаил вместе с братьями Владимиром и Тимофеем — пошли учиться в Одесское железнодорожное техническое училище. Все братья впоследствии стали известными авиаторами своего времени.

Еще во время учёбы Михаил увлекся велоспортом, неоднократно завоевывал призы.

Работал электриком на телеграфе.

В 1907 году приобрел мотоцикл марки «Пежо». В 1908-м и 1909-м годах становился чемпионом России по мотоциклетному спорту.

В 1909 году совершил первый в Одессе полёт на планере. В том же году при финансовой поддержке барона И.Ксидиаса уезжает во Францию для обучения и получения диплома пилота (впрочем, по условиям договора Ефимов должен был три года отрабатывать вложенные в обучение средства, на кабальных условиях).

Во время обучения, которое проходило в городе Мурмелон, М.Ефимов проявил себя одним из талантливейших учеников — его обучением занимался лично Анри Фарман. 25 декабря 1909 года Михаил Ефимов выполняет свой первый самостоятельный полёт на аэроплане, совершив посадку через 45 минут (обычно, начинающие пилоты находились в воздухе всего несколько минут). Вскоре после сдачи экзамена (диплом аэроклуба Франции № 31) он установил рекорд по продолжительности полёта с пассажиром (предыдущий рекорд принадлежал Орвиллу Райту). По возвращении в Одессу М.Ефимову удалось расторгнуть контракт с И.С.Ксидиасом за счёт средств, взятых в долг у Анри Фармана.

21 марта 1910 года в Одессе состоялся первый полёт Михаила Ефимова в присутствии публики, аэродромом послужило поле Одесского ипподрома. В тот день Михаил Ефимов поднимался в воздух пять раз, выполнив три круга на высоте 50 метров и два полёта с пассажирамии — бароном И.Ксидиасом и председателем Одесского «Аэроклуба» Артуром Анатрой. Полёты были осуществлены на аэроплане «Фарман-IV». Это были первые публичные полеты на территории Российской Империи, заложившие начало развития отечественой авиации. После приземления на Михаила Никифоровича Ефимова был надет лавровый венок с надписью: «Первому русскому авиатору».

В апреле 1910 года Михаил Ефимов выиграл престижные соревнования авиаторов в Ницце, причем за счет призовых денег он смог полностью расплатиться с Фарманом, который предложил ему работу, и приобрести собственный самолёт.

В последующие годы Михаил Ефимов удачно выступал на авиационных состязаниях в Вероне, Руане, Реймсе, Будапеште, занимая первые и вторые места.

Важной вехой в истории российской авиации стал Всероссийский праздник воздухоплавания в Санкт-Петербурге осенью 1910 года. Михаил Ефимов завоевал множество призов, познакомился с профессором Н.Е.Жуковским, а также принимает предложение военного ведомства руководить подготовкой лётчиков в Севастополе. Удостаивается звания почетного гражданина Севастополя. Работая с 1910 года инструктором в севастопольской авиашколе, впервые осуществил крутые виражи, пикирование и планирующий полёт с выключенным двигателем.

Возрастающие возможности авиации были продемонстрированы на Второй международной авиационной неделе, состоявшейся в Санкт-Петербурге с 14 мая по 22 мая 1911 года и носившей преимущественно «военный» характер. Были полеты и на меткость попадания в цель снарядом с высоты не менее ста метров, и на точность посадки. В качестве снарядов использовались бумажные пакеты с мелом. Посадку требовалось произвести в очерченный на поле аэродрома контур корабля. В него же требовалось попасть и при метании снарядов. Победителем в меткости бомбометания оказался М.Н.Ефимов, показавший и наилучшую точность посадки — в пяти метрах от центра «палубы».

В 1912 году М.Н.Ефимов изобрёл приспособление, позволявшее пилоту запускать авиационный двигатель без посторонней помощи.

После начала Первой Мировой войны Михаил Ефимов подает рапорт с просьбой отправить его на фронт. С апреля 1915 года Михаил Никифорович находился в действующей армии в качестве летчика-охотника (добровольца) 32-го авиационного отряда. Здесь он выполнял смелые рейды по неприятельским тылам, дерзко и успешно бомбил и фотографировал позиции противника. После перевода в авиационный отряд гвардейского корпуса Ефимов по-прежнему выполнял самые ответственные задания и заведовал технической частью. Осенью его после нескольких ходатайств руководства школы авиации откомандировали на Качу. К этому времени летчик был полным георгиевским кавалером. А в ноябре 1915 года Ефимова произвели в прапорщики.

В книге «Соперники орлов» в главе «Дайте построить аэроплан!», утверждается, что в феврале 1916 года Ефимова прикомандировали к 25-му корпусному авиаотряду при Киевской военной школе летчиков-наблюдателей «для разработки проекта аппарата собственной системы.»

По утверждению Е.В.Королевой, в Киеве Ефимов «…напряженно трудится над проектом аэроплана. Детали изготовляет и испытывает в мастерских Политехнического института и школы летчиков-наблюдателей.» Но работу завершить не удалось, из-за интриги военных чиновников Авиаканца во главе с самим шефом авиации Великим князем А.М.Романовым. Вскоре прапорщика Ефимова откомандировали на фронт, а когда он, решив завершить начатое дело, самовольно уехал в Севастополь «испытать некоторые узлы будущего аэроплана — а сделать это возможно лишь в Качинской школе», его посадили на гауптвахту с угрозами предать трибуналу по законам военного времени. Арест сильно повлиял на летчика, рассказывал он Шатерникову и другим офицерам 25-го авиаотряда, что его «под Пасху отпустили, как это делают с разбойниками», Ефимов «…плакал, что было так несовместимо с его мужественным обликом».

В конце лета-начале осени 1916 года Ефимов с фронта подал рапорт шефу авиации с описанием проекта и заявил, что некая «…английская фирма желает купить мои чертежи двухмоторного блиндированного аэроплана-истребителя для постройки в Англии.» После этого рапорта «…Великий князь среагировал немедленно и предложил представить ему чертежи.» Впоследствии Е.В.Королева, найдя в фондах военно-исторического архива (РГВИА) лишь пояснительную записку без чертежей, предположила, что «…они были проданы союзной Англии».

В 1916 году Михаила Ефимова перевели на Румынский фронт, где он служил сначала в 6-м, затем в 4-м авиаотрядах истребителей на самолете «Ньюпор-11». На этом истребителе летчик выполнил десятки боевых вылетов и одержал ряд побед.
В начале 1917 года его перевели в Севастопольскую гидроавиацию флагманским лётчиком бригады. Здесь Михаил Ефимов узнал о Февральской революции, его избирают членом комитета гидроавиации. «…Ефимов ещё раньше примкнул к большевикам. Он оказался отличным агитатором, вёл большую агитационную работу среди летчиков и матросов. Все его любили и уважали. Мы летали тогда в операциях против разных белых банд. Ефимов также принимал участие в этих боевых действиях», — это строки из письма бывшего морского летчика Евгения Ивановича Погосского.

Весной 1918 года Крым практически без сопротивления красных был оккупирован германской армией. Большевик Ефимов был арестован, но спустя год, когда Крым вновь перешёл под контроль большевиков, освобождён. Но советская власть в 1919 году в Крыму продержалась не долго. Наступление войск ВСЮР заставило красных эвакуироваться. Ефимов отступал в красных частях в качестве водителя автоколонны. Автоколонна застряла под Херсоном, машины пришлось бросить и сжечь, а Михаил Ефимов пешком добрался в Одессу.

В августе 1919 года в Одессе высадился белогвардейский десант. Михаил Ефимов пытался бежать, но его арестовали и казнили.

Награды:
-Солдатские Георгиевские кресты всех степеней;
-Орден Св.Анны 3-й ст. с мечами.

В Одессе именем Ефимова названа улица в районе Ближние мельницы, установлены мемориальные доски на Княжеской улице, на здании бывшего железнодорожного технического училища (Одесский техникум железнодорожного транспорта), на трибуне Одесского ипподрома.

31 мая 1988 года Международный планетный центр утвердил название «Ефимов» для малой планеты номер 2754. В официальном извещении сообщается, что название дано «в память русского авиатора Михаила Никифоровича Ефимова (1881-1919), который в числе первых летчиков осуществил спирали и виражи».

27 апреля 2005 года в Одессе на территории Госпредприятия «Одесавиаремсервис» в торжественной обстановке М.Н.Ефимову был открыт памятник. Памятник М.Н.Ефимову установлен и в Гатчине.

Ефимов был первым дипломированным русским пилотом. Попова Николая Евграфовича, получившего диплом № 50, называли пилотом номер два. А третий русский, Владимир Лебедев, в конце июня 1910 года получил диплом пилота-авиатора № 98. Эти летчики вошли в книгу «Сто первых авиаторов мира на заре авиации», хранящуюся в Национальном авиационном музее Франции.

Старший брат Владимир в 1910 году заболел воспалением легких во время одного из первых учебных полётов с Михаилом и умер, оставив жену и трёх детей. Похоронен на Южном кладбище Реймса. Тимофей служил в армии в Тифлисе. Был переведен, в созданную Михаилом Севастопольскую авиашколу, где научился летать. Участвовал добровольцем в Первой Балканской войне. После конфликта с болгарскими офицерами дворянского происхождения, вернулся в Россию, где проводил показательные выступления на самолёте. Умер в Одессе в октябре 1919 года во время эпидемии тифа.

1.Михаил Ефимов на своем самолете Farman F.IV

Михаил Ефимов на самолете Farman F.IV во время обучения во Франции. Мурмелон, 1910 г.

2.АННОТАЦИЯ.

Русские летчики М.Ефимов (на месте пилота) и Н.Попов.

3.М.Н.Ефимов на Bleriot XI. 1-я авианеделя. С-Пб. Сентябрь 1910 г.

М.Н.Ефимов на самолете «Bleriot.XI». Первая авианеделя, Санкт-Петербург, сентябрь 1910 г.

4.Группа авиаторов - в центре М.Н.Ефимов, 1-й слева Л.М.Мациевич

Группа русских авиаторов — в центре М.Н.Ефимов, 1-й слева Л.М.Мациевич.

.

.

Список источников:
Виктор Шестаков. Русское воздухопервенство.
Е.В.Королева, В.А.Рудник. Соперники орлов.