Кузминский Александр Александрович (1881-1930).
Александр Александрович Кузминский был сыном известного сенатора, «его превосходительства» Александра Михайловича Кузминского и его супруги писательницы Татьяны Андреевны Берс. Ее старшая сестра Софья Андреевна была замужем за писателем графом Львом Толстым. Таким образом, авиатор Александр Кузминский приходился племянником самому Льву Толстому.
«Когда я, решив окончательно посвятить себя авиации, уехал учиться летать во Францию, — вспоминал летчик, — знакомые, соболезнуя моим родителям, говорили: «Бедные старики Кузминские, у них три сына, а четвертый — авиатор.»
Диплом пилота-авиатора племянник Толстого получил 19 сентября 1910 года. В один день с его другом Александром Алексеевичем Васильевым (1882-1918) — одним из первых дореволюционных пилотов авиаторов, первым посетившим на самолёте Пензу.
Родился он в Харькове. Александр Александрович имел даже чиновничий чин коллежского секретаря, причислен был к Министерству финансов. Но смыслом его жизни были не чиновничьи будни, а полеты! Летать он учился, так же как и Васильев, в авиашколе Блерио во Франции. Еще в июле 1909 года Кузминский заказал себе в Париже аэроплан на заводе Блерио. Успешно освоив программу и купив на собственные и заемные средства два аппарата, Кузминский и Васильев стали совершать первые полеты на родине.
Александр Кузминский осенью 1912 года закончил показательные полеты во Владивостоке, в Хабаровске, Благовещенске, Харбине. Приближалась суровая сибирская зима и Кузминский, по совету своего импресарио — бывшего оперного артиста Г.Г.Шишкина, решительно двинулся в Китай с намерением облететь все крупные города Азии. Кузминский демонстрировал полеты в России, Китае, Вьетнаме, Камбодже, Индонезии, Персии. О его полете над Тегераном можно было прочесть следующее:
«Первый полет в Персии
11-го января в стране Льва и Солнца впервые поднялся аэроплан, на котором летел наш соотечественник Кузминский. Появление аэроплана произвело на персов сильное впечатление. На полетах присутствовали шах с сановниками, масса народа, вся русская колония, русский отряд.»
В том же году предпринял большую поездку по Европейской России и Сибири, где до него полетов еще не было.
В мае 1914 года трагически погиб во время полета его двоюродный брат поручик Кузминский. Пресса писала: «Он летел 16 мая на «Ньюпоре» с пассажиром поручиком Тустановским и упал с высоты 150 метров. Аппарат разбит, Кузминский получил тяжкие повреждения, от которых через полтора часа скончался. Тустановский получил общее сотрясение и ушибы всего тела. Погибшему летчику 27 лет. Он окончил Севастопольскую авиационную школу.»
Сам Александр Кузминский в это время работал летчиком-испытателем на авиазаводе Щетинина (ПРТВ) в Санкт-Петербурге. Но и смерть брата не остановила его.
С началом Первой Мировой войны Александр Кузминский добровольно пошел на фронт, но потерпел аварию и вернулся на завод. Вскоре, 18 февраля 1915 года, был арестован и обвинён в шпионаже и мародерстве полковник русской армии Сергей Николаевич Мясоедов. Уже 20 марта его повесили по ложному обвинению. Под горячую руку арестовали и авиатора Кузминского, о чем писал в своих дневниках «Дни скорби» барон Николай Врангель. Но затем все обошлось. После революции Александр Александрович работал консультантом в «Главвоздухфлоте».
Авиатор А.А.Кузьминский у аэроплана Breliot.XI.
А.А.Кузминский в кабине Breliot.XI.
Крайний слева сидит А.А.Кузминский. Май 1911 года, Санкт-Петербург.
Заметка о полете в Персии.
.
.
Список источников:
Сайт «Иркутский календарь». Первые крылья Иркутска. Александр Александрович Кузминский.
Сайт «История Нижнего Тагила от основания до наших дней». И.М.Семенов. К 100-летию первого полета над Курганом.
Журнал «Вокруг света» Июнь 1997 года. Владлен Хаблов. Племянник Льва Николаевича в небе Китая.