0.Б.И.РоссинскийРоссинский Борис Илиодорович (1884-1977).

Русский лётчик-испытатель, прозванный «дедушкой русской авиации», Заслуженный пилот гражданской авиации, имел значок под № 1.

Родился 27 апреля (9 мая) 1884 года в г. Москва.
В 1904-1909 годах учился в Московском высшем техническом училище (МВТУ).
С 1908 года под руководством H.E.Жуковского занимался планеризмом.
29 ноября 1909 года Россинский на глазах специальной комиссии перелетел Клязьму на бамбуковом планере собственной конструкции. В том же году с целью изучить конструкции аэропланов и их моторов Борис Россинский по настоянию Жуковского едет в Париж. Здесь он научился не только налаживать и устанавливать моторы, но и пилотировать самолет. Через некоторое время русского авиатора хорошо знала вся Франция: о нем писали в парижских газетах, его успехи отмечали Блерио, Дюмон, Фарман. На прощание Блерио подарил ему самолет своей конструкции — «Блерио-XI».

Одним из первых в России, с 1910 года, начал систематически осуществлять полеты на самолетах, пропагандируя успехи авиации. В один из таких полетов, 8 сентября 1910 года, над ипподромом в Туле, порыв ветра перевернул самолёт, и упавшему Россинскому пришлось долго лечить поврежденный позвоночник. С разрешения Московской городской Думы летчик построил на Ходынском поле ангар, в котором жил возле своего самолета.

В ноябре 1911 года он получил диплом пилота-авиатора (диплом ИВАК №69 от 26.11.1911 г.). После этого работал инструктором Московской школы авиации.
С 1912 года — летчик-испытатель российского авиационного завода «Дукс» (ныне Производственный центр им. П.А.Воронина ВПК «МАПО «МИГ»). Со стапелей завода тогда сходили в основном самолеты зарубежных конструкций: «Фарманы», «Мораны», «Ньюпоры» и другие. Россинский поднял на крыло более полутора тысяч таких машин. В разгар Первой Мировой войны он испытывал по 5-6 самолетов в день.

После октября 1917 года Россинский, продолжавший работать испытателем на заводе «Дукс», был избран председателем Военно-Революционного комитета по авиации (до замены его Управлением ВВС Красной Армии). Он был начальником «Летучей лаборатории», научно-исследовательской работой которой руководил Н.Е.Жуковский. Лаборатория внесла большой вклад в повышение безопасности полетов и улучшение боевых и летных качеств самолетов.

1 мая 1918 года, во время воздушного парада на Московском аэродроме, Россинский, демонстрируя чудеса высшего пилотажа, сделал восемнадцать «мертвых петель» — в честь восемнадцатого года. На земле летчика пригласили подняться на вышку павильона, где Ленин встретил его аплодисментами: «Браво, браво, дедушка русской авиации!»

Для замены дефицитного бензина Россинский изобрел авиасмесь и получил за свое изобретение благодарность в приказе командующего Московским военным округом. Прежде чем авиасмесь была отправлена на фронт, Россинский испытал ее, совершив перелет Москва — Нижний Новгород — Казань — Самара.

В 1923 году в честь 15-летия его авиационной деятельности, Россинский был награжден орденом Трудового Красного Знамени, получил звание заслуженного пилота-авиатора СССР и персональную пенсию. Впоследствии правительство подарило ему новый самолет, на котором знаменитый авиатор с агитационными лекциями посещал самые отдаленные уголки нашей необъятной Родины. Россинский ведет популяризаторскую и общественно-организационную работу в области авиации в Добровольном обществе содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). В 1937 году удостоен звания «почётный пионер города-курорта Сочи», — во время показательных полётов над горой Ахун выполнил несколько петель Нестерова.

Во время войны старейшего авиатора прикомандировали к отряду особого назначения, но на фронт, несмотря на его просьбы, не пустили.

В последующие годы имя Россинского забылось, но на 79-ом году жизни он сам напомнил о себе, написав заявление в ЦК КПСС с просьбой принять его в партию. 1 ноября 1962 года центральные газеты СССР напечатали сенсационное: старейший авиатор России Борис Илиодорович Россинский принят в члены партии без прохождения кандидатского стажа. К 60-летию Бориса Иллиодоровича за заслуги перед Отечеством наградили орденом Ленина.

Умер Борис Илиодорович 23 марта 1977 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

1.Б.И.Россинский. 1909 г.

Б.И.Россинский. 1909 г.

«Моран-парасоль» постройки завода «Дукс». В кабине летчик-испытатель Б.И.Россинский.

2.Б.И.Россинский у именного самолета П-3. 1933 г.

Б.И.Россинский у именного самолета П-3. 1933 г.

3.Б.И.Россинский. 1944 г.

Б.И.Россинский. 1944 г.

5.Б.И.Россинский с летчиками у самолета Як-18.

Б.И.Россинский с летчиками у самолета Як-18.

4.Б.И.Россинский на самолете Як-18. Тушино 1947 г.

Б.И.Россинский на самолете Як-18. Тушино 1947 г.

6.Дедушка русской авиации Россинский с летчиками. Тушино 1947 г.

Дедушка русской авиации Россинский с летчиками. Тушино 1947 г.

7.Мемориальная доска, к 100-летию первого русского планерного полёта.

Мемориальная доска, к 100-летию первого русского планерного полёта.

.

.

Список источников:
О.Демченко. Первый полет.
Сайт «Испытатели» (www.testpilot.ru).
Б.И.Васнев. 100 лет первому русскому планерному полету.
Журнал «Техника-молодёжи» № 06 за 1940 г.