Фото 1.

Ульянин Сергей Алексеевич (1871-1921).

Русский авиаконструктор, воздухоплаватель, военный лётчик. Инициатор практического применения аэрофотосъёмки в военном деле, создатель конструкции оригинального разборного самолёта.

Сергей Алексеевич был пионером авиации, аэрофотосъемки и аэрофотографии, аэрофотограмметрии, воздухоплавания, змеенавтики, телемеханики, теории надежности, практической аэродинамики, талантливым конструктором, замечательным воспитателем военных летчиков и крупным военным деятелем. Он имел шесть зарегистрированных в России изобретений и патент Англии. Некоторые его изобретения актуальны и в наши дни. Это, например, управление движущимися объектами по радио, миниатюр-полигон для обучения артиллерийской стрельбе в кабинетных условиях, устойчивые в воздухе воздушные змеи. Многие ученики прославили своего воспитателя. Например, П.Н.Нестеров, А.А.Козаков, Е.Н.Крутень, Д.А.Борейко, Б.Н.Фирсов, Я.И.Нагурский, М.С.Смольянинов, Г.Э.Сук, М.С.Бабушкин, Ю.В.Гильшер, К.А.Калинин и др.

Из потомственных дворян Московской губернии. Прекрасно говорил по-французски, очень хорошо по-английски, знал немецкий язык, изучал испанский язык и эсперанто.
Окончил 2-й Московский Императора Николая I кадетский корпус.
1894 год — Окончил 3-е Александровское военное училище. Выпущен подпоручиком в пехотный полк.
1894 год — Желая перейти на службу в артиллерию, он сдал экзамены при Виленском Окружном артиллерийском управлении.
1895 год — Окончил офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка в Петербурге (по первому разряду). Выпущен в Варшавское крепостное воздухоплавательное отделение.
1895 год — Начал конструировать воздушные змеи с целью подъёма наблюдателя. В этом же году Ульянин начал свою конструкторскую деятельность. Работы по созданию наблюдательной вышки огромной величины Ульянин начал при Варшавской крепостной артиллерии. Поднимать людей на воздушных змеях запрещалось во всех армиях, том числе и в Российской. Первые опыты со змеями были по воздушной сигнализации. Фотограммы с воздушных змеев передавались из форта в форт и в цитадель. Затем на змее стали поднимать фотоаппарат системы Ульянина. В процессе опытов производились поездки людей на телеге, буксируемой несколькими змеями, перевоз грузов из одного форта в другой, определяли возможности безопасного подъема людей на большую высоту.

После создания своей конструкции воздушного змея Ульянин создал змейковый поезд — систему из нескольких змеев (7-13 шт.), соединенных между собой последовательно. Такая система поднимала в воздух до четырех наблюдателей. Об этом много написано, в том числе в книге автора этих строк «Пионер русской авиации» (М.,ПИК,2001 г.). В 1910 году конструктор получил охранительные свидетельства на складной разборный змей и парусную каретку, а также два приза (из двух) на конкурсе воздушных змеев Первого праздника воздухоплавания в России. За Фотографический аппарат для автоматической записи фотограмметрических данных Ульянин в 1908 году получил привилегию на изобретение. Он широко применялся в войсках вплоть до двадцатых годов, как и другие его четыре фотоаппарата.

В 1899 году Ульянин опубликовал в Артиллерийском журнале статью «Прибор для воображаемой стрельбы при пособии тиражных чисел». Прибор представлял собой в миниатюре полигон или местность расположения неприятеля и имел ряд назначений: проведение стрельбы по видимым, закрытым, появляющимся и движущимся целям. Прибор служил пособием при обучении офицеров, фейерверкеров и наводчиков. Это изобретение (официально не зарегистрированное) получило высокую оценку Артиллерийского Комитета, что было опубликовано в том же журнале. Впоследствии Ульянин применил этот прибор в своей воздухоплавательной и авиационной практике. С малыми изменениями миниатюр полигон используется в артиллерии и в наши дни.

В 1904 году Сергей Алексеевич решил, что можно управлять летательными аппаратами, морскими кораблями и наземными экипажами на расстоянии, и начал заниматься этим вопросом. В 1910 году он получил привилегию на это изобретение. Прибор записывал путь объекта, на котором был установлен, или мог направлять объект по желаемому, изменяемому при движении или по заранее намеченному пути. Для второго варианта изобретения предусматривалась возможность подачи команд управления движением с помощью радиотелеграфа. При третьем варианте запись команд осуществлялась на ленте типа телеграфной. Действие прибора было основано на применении управляющего органа, стремившегося сохранить определенное положение в пространстве, и приспособленного для освобождения нужного механизма. Для автоматического направления объекта по заданному пути требовалось записывать команды на ленте. При движении ленты замыкались определённые контакты, что вызывало поворот руля управляемого объекта в нужную сторону. Контакты прибору можно было давать и при помощи беспроволочного телеграфа. Предусматривалось использование гироскопа.

В 1915 году Сергей Алексеевич получил привилегию на изобретение гироскопического прибора. Он принудительно и автоматически возвращался в первоначальное положение в случае отклонения его от такового. Для осуществления такого маневра разработчик создал конструкцию, не требующую дополнительных измерительных (наблюдающих углы поворота) устройств, как это делается в современных гироскопических системах. В 1916 году он получил патент Англии на электрическое реле очень высокой чувствительности — третье изобретение, защищавшее разработку — характеризовавшееся тем, что колебания его арматуры, создаваемые серией импульсов управляющего контура, преобразовывались во вращательное движение. Предусматривался тормоз, обеспечивающий возможность замыкания управляемого контура только нужной частоты тока. Это изобретение было применено в устройстве защиты прибора от помех. Надежность системы значительно повысилась.

1905 год — Командир Варшавского крепостного воздухоплавательного отделения.
1908 год — Получил привилегию на изобретение фотографического аппарата для автоматической записи фотограмметрических данных (аппарат использовался до 1920-х гг.).

В 1908 году Сергей Алексеевич построил модель биплана с тандемным расположением крыльев, которая отлично летала и получила приз на конкурсе моделей (председатель жюри конкурса Н.Е.Жуковский) в 1910 году «за большое научное значение». Это был прообраз моноплан-биплан-триплана с двумя двигателями.

В 1909 году автор доложил о разработке проекта двухмоторного аэроплана с тремя комбинациями опорных плоскостей. Замена плоскостей планировалась легкой и простой — членами команды обслуживания. Самолет строился Первым Российским товариществом воздухоплавания (ПРТВ) до конца 1913 года. Неоднократные и необоснованные срывы сроков поставки аэроплана заказчику привели к тому, что Военное ведомство расторгло договор о поставке аэроплана. Двигатели были поставлены фирмой «Бенье» безвозмездно. Автор проекта все выдвинутые ПРТВ претензии или локализовал, или доказал их беспочвенность. Вины автора проекта в задержках в архивах не обнаружено. О новизне и оригинальности проекта много написано. В 1911 году впервые это отметил инженер-механик Л.М.Франк в книге «История авиации». Основной заслугой проекта было то, что с целью повышения надежности полета каждый из двигателей аэроплана должен был тянуть машину при отказе одного из них. Предусматривалось поэлементное дублирование не только двигателей, но и ряда других важных узлов. Автор проекта в своих разработках применял дуализм узлов и деталей, впервые применил на практике понятие (до этого неизвестное) «коэффициент использования узлов». Теперь его называют пионером практического применения теории надежности.

1910 год — В числе первых семи штаб- и обер-офицеров направлен для обучения полётам и получения диплома пилота-авиатора во Францию.
С 1910 году состоял членом Императорского Всероссийского Аэро-Клуба. Участвовал в работах первых трех Всероссийских съездов воздухоплавателей. С 16 по 22 августа 1904 года участвовал в работе IV съезда Международной Ученой Воздухоплавательной комиссии.

1910 год — Получил привилегию на изобретение складного разборного змея и парусной каретки, а также на принцип дистанционного управления транспортными средствами.
в начале 1910 года капитан Сергей Ульянин вместе с братьями Владимиром и Александром Лебедевыми, коммерсантом Ломач создали Петербургское Товарищество авиации (ПТА). ПТА в феврале того же года удалось получить заказ от Главного Инженерного управления на «складной» самолёт. В условиях контракта указывалось, что машина в разобранном виде должна перевозиться за войсками и приводиться в боевую готовность за 2 часа.

В 1910 году Ульянин разработал проект разборного военного самолета-разведчика. Построенный 26.01.1911 г. аэроплан был назван по имени Петербургского товарищества авиации (ПТА) — ПТА № 1. Самолет имел двойное управление, т.е. мог быть учебным. Имел закрытую гондолу для летчиков, первую в России. Тяги управления и ряд других важных узлов были задублированы поэлементно. Полутороплан мог спускаться на водную поверхность, свободно подниматься с помоста и опускаться на него на палубе корабля. Имел приспособление для подъема на аэродроме без помощи команды и радиостанцию. ПТА № 1 выставлялся на 1-й Международной выставке воздухоплавания в Санкт-Петербурге в 1911 году, на которой ПТА получило малую золотую медаль Министерства торговли и промышленности за конструкцию ПТА № 1 и за постановку производства винтов для летательных аппаратов.

Полутороплан удачно летал, поднимая 5 человек, что подтвердило проектную грузоподъемность. Испытания, начатые руководителем ПТА В.А.Лебедевым, выявили хорошие летные качества аэроплана. Он установил на этом аппарате рекорд грузоподъемности и подтвердил проектную скорость 75 км/час. Авиатор С.И.Уточкин успешно летал на этом аппарате на 1-м конкурсе военных аэропланов.

Фото 2.

Биплан С.А.Ульянина «ПТА № 1».

9 августа 1910 года — Четвёртым из российских военных и восьмым из русских получил диплом лётчика за № 181.

В декабре 1910 года Сергей Алексеевич, будучи во Франции, получил задание Инженерного ведомства доложить «…производство каких авиационных моторов желательно установить в России?» Изучив вопрос, он рапортом от 13/26 декабря 1910 года сообщил о состоянии дел с производством двигателей на заводах Франции и доложил: «Мое личное мнение по вышеизложенному следующее: начать производство моторов Гном…» По этой рекомендации В России был построен завод «Гном-Рон». Ныне это ФГУП ММПП «Салют» в Москве и АО «Моторостроитель в Самаре».

1910 год — Призёр первого праздника воздухоплавания в России.
1910 год — Первый начальник Авиационного отдела Офицерской Воздухоплавательной Школы (АО ОВШ).
1910 год — С.А.Ульянин создал первый в России аэрофотоаппарат, предназначенный для съемки с борта самолета.

24 ноября 1910 года Ульянин был избран действительным членом Императорского Русского Технического Общества (ИРТО). Он выступал с докладами на Х и ХII съездах Естествоиспытателей и врачей, был почетным председателем подсекции воздухоплавания на ХII съезде. Был членом экспертной комиссии 1-й Международной воздухоплавательной выставки в Санкт-Петербурге в 1911 году. С 1910 года состоял членом Императорского Всероссийского Аэро-Клуба. Участвовал в работах первых трех Всероссийских съездов воздухоплавателей. С 16 по 22 августа 1904 года участвовал в работе IV съезда Международной Ученой Воздухоплавательной комиссии.

1912 год — Разработал проект правил конкурса приборов для метания бомб с аэропланов (аэростатов).

В полевых условиях надо было оберегать хрупкие конструкции самолетов от ветра, дождя и других проявлений природы. Для аэропланов, участвовавших в маневрах с применением авиации в 1911 году, Сергей Алексеевич создал по своим чертежам легкие навесы. 26 марта 1913 года подал заявку на изобретение и в апреле 1917 года получил привилегию на «Разборную палатку для аэропланов». Палатка имела «…минимальное количество жестких частей», собиралась и разбиралась легко и быстро, хорошо противостояла ветру и надежно защищала аэроплан от дождя. Автор предлагал устанавливать палатки так, чтобы ворота их были защищены от прямого ветра какими-нибудь местными предметами: лесом, строениями и другими прикрытиями. При расположении бивака аэропланов в открытых местах изобретатель рекомендовал располагать палатки друг против друга воротами внутрь, на расстоянии размеров аэроплана друг от друга. Вес палатки серийного выпуска не превышал 480 кг. В новом варианте изобретения кроме усовершенствований появился парусиновый чехол для укладки палатки при перевозке и хранении. С увеличением размеров аэропланов автор изменил ширину палатки, а для аэропланов «Илья Муромец» разработал новую палатку. Её назвали «Палатка-ангар системы полковника Ульянина». Как и предыдущие варианты, она широко применялась в войсках, в том числе и в боевых действиях вплоть до 20-х годов прошлого столетия. О добротности и полезности палаток писали, помещали их фотографии с такими, например, под рисуночными текстами: «Полевая палатка для аэропланов конструкции Ульянина, прекрасно служившая для защиты от непогоды в Балканской войне».

5 октября 1913 года — С.А.Ульянину присвоено звание — полковник.

Фото 3.
Государю Императору Николаю II Александровичу представляется начальник АО ОВШ подполковник С.А.Ульянин. Слева начальник ОВШ генерал-лейтенант А.М.Кованько, справа помощник начальника АО штабс-капитан Г.Г.Горшков. 25 июля 1913 г., Красное село.

18 августа 1914 года — Первый начальник Военной авиационной школы в Гатчине (ВАШ).

В 1914 году изобретатель издал книгу «Современный военный флот», где в сжатом виде популярно изложены ценные сведения об истории развития флота, начиная с «Парового» периода, в передовых странах Европы и США, дается анализ развития военных флотов, рассматриваются типы кораблей. Даны фотографии военных судов. Для сравнения приведены наглядные чертежи броненосцев: английского, русского и французского. Описана история «борьбы» между артиллерийским вооружением кораблей и толщиной брони. Сказано об изобретении самодвижущейся мины, о возможности подрыва мин на расстоянии «посредством электрического тока, которым можно управлять с берега». В книге анализируются тенденции развития флотов различных стран, дается сравнительная таблица эволюции линейных кораблей за 50-летний период. Автор обладал даром предвидения. Говоря о войне, пишет: «… Предстоит, вероятно, не одно-два сражения, а длительная морская война, представляющая собой весьма сложную совокупность действий, выполняемых отдельными боевыми единицами, выступающими порознь или организованными массами, в виде флотов и эскадр.»

Трудно перечислить всё, что Ульянин внедрил и что в свое время принесло немалую пользу Русской армии. Заботясь о расширении имеющегося аэродрома в Гатчине и помещений для личного состава ВАШ, Ульянин нашел новое место для аэродрома недалеко от Петрограда. Теперь там аэродром авиапредприятия «Пулково». Нашел место для аэродромов и вблизи Братского кладбища в Севастополе, в Киеве, участвовал в создании и оборудовании Главного Аэродрома УВВФ в Херсоне.

1915 год — Получил привилегию на изобретение гироскопа.
1915 год — Первый председатель Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества.
10 октября 1915 года — В манеже Адмиралтейства демонстрировал комиссии Морского ведомства действующую модель «Системы управления движением механизмов на расстоянии». Дистанционно (по радио) управляемый катер прошел из Кронштадта в Петергоф.
7 марта 1916 года — С момента утверждения штата Военной авиационной школы служит на должности генерал-майора.
1916 год — Получил патент Англии на электрическое реле очень высокой чувствительности.
22 августа 1916 года — Помощник начальника Управления Военного Воздушного Флота (УВВФ).
19 апреля 1917 года — Первый начальник Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего.
9 июня 1917 года — По собственной просьбе назначен помощником начальника УВВФ по школьной части.
Осень 1917 года — Начальник Управления Военного Воздушного Флота (УВВФ).
Март 1918 года — Командирован за границу для ликвидации дел Закупочной комиссии и для организации новой Авиационной информационной миссии в Англии, Италии и Франции. В Англии эмигрировал.

5.С.А.Ульянин с супругой, Англия 1920 г.

С.А.Ульянин с супругой, Англия 1920 г.

Скончался 13 октября 1921 года в Лондоне. Похоронен на кладбище Лэдуэл.

Интересная оценка творческой и изобретательской деятельности дана академиком Академии изобретательства Борисом Сергеевичем Мельниковым в докладах «Эвристические принципы творчества С.А.Ульянина». Отметив его огромный вклад в создание авиации в России, докладчик остановился только на официально оформленных изобретениях. Б.С.Мельников подчеркнул, что по статистике среднему человеку потребовалось бы 330 лет на эти изобретения, а не 22. Результаты исследований творческой личности С.А.Ульянина были сформулированы так:
1) широкий диапазон интересов и разнообразие видов деятельности;
2) постоянная творческая активность;
3) наукоёмкость технических решений;
4) высокая удельная результативность;
5) в половине результатов — уникальность;
6) истовое служение Отечеству.

Награды:
-орден Св. Владимира III и IV степени;
-орден Св. Анны II и III степени;
-орден Св. Станислава III степени;
-орден Почётного легиона Французской Республики IV степени;
-Благоволение Е. И. В. Государя Императора за отлично-ревностную службу и особые труды, вызванные обстоятельствами войны (6 декабря 1916 г.);
-медали: «В память Царствования Александра III» и «В память 300-летия Царствования ДОМА РОМАНОВЫХ. 1613-1913».

.

.

Список источников:
Ю.А.Ульянин. Национальный герой России Сергей Ульянин.
В.А.Турьян. У истоков практической аэродинамики.