Ершов Александр Владимирович (1908-1937).

Летчик-испытатель, старший лейтенант.

Родился 29 июля (11 августа ) 1908 года в Киеве.
В 1922 году окончил 5 классов трудовой школы. Работал разметчиком на заводе «Большевик».
В 1927 году окончил школу ФЗУ металлистов при этом заводе.
С 1927 года в Красной Армии.
В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС.
В 1930 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков (ВАШЛ). Служил в строевых частях ВВС (в Белорусском военном округе).
В апреле-ноябре 1931 года — лётчик-инструктор Оренбургской ВАШЛ.
С ноября 1931 года — лётчик-испытатель НИИ ВВС.
С конца 1932 года — лётчик-испытатель НИИ морской авиации (г. Севастополь). Участвовал в испытаниях самолётов МДР-4, АРК-3, МБР-5, ТБ-1П и других гидросамолётов.
25 апреля 1937 года на самолёте АРК-3-1 конструкции И.В.Четверикова установил мировой авиационный рекорд высоты полёта с грузом 1000 кг — 9190 м (в классе Cbis (гидросамолёты)).

Погиб 14 июля 1938 года при выполнении испытательного полета на АРК-3-2.

Второй экземпляр АРК-3 строился как чисто военный вариант. На нем установили переднюю экранированную турель и улучшили гидродинамику корпуса. Хотя этот самолет и делался как военный, он был заранее «запродан» в Главсевморпуть под обозначением МП-2 (морской пассажирский-2). Летом 1938 года, во время сдаточных испытаний на борту этой машины нанесли даже регистрационные номера Главсевморпути — Н-229.

14 июля 1938 года, день в день с прошлогодней катастрофой АРК-3-1, произошло новое несчастье. Летчик Ершов с инженером 45-го завода П.П.Перминовым заканчивали сдаточные полеты. Около семи часов вечера при заходе на посадку, во время последнего разворота самолет начал на глазах у очевидцев все сильнее заваливаться в правый вираж — пока совсем не перевернулся. Как оказалось впоследствии, прядь троса, идущего к элерону, оборвалась, попала в направляющий ролик и зажала управление. Экипаж полный абсолютного доверия к машине, был не привязан, выпал из кресел и поэтому восстановить нормальное положение самолета не сумел. После 3-4 витков штопора АРК-3 вошел в отвесное пикирование, во время которого оторвалась часть левой консоли. Так, не выходя из пикирования, самолет упал в заросших лесом горах восточнее Севастополя. Ершов, пытавшийся поначалу ухватиться за управление, единственный из экипажа в конце концов выпрыгнул с парашютом. Высоты 50 метров оказалось недостаточно.

Катастрофа вызвала определенный резонанс, тем не менее МДР-6 (Че-2), созданный на основе опыта работ над АРК-3, в 1939 году был запущен в серию.

А.В.Ершов жил в Севастополе. Похоронен в Севастополе, на Центральном (старом) кладбище. Награждён орденом «Знак Почёта».

Летчик-испытатель А.В.Ершов и конструктор И.В.Четвериков на испытаниях гидросамолета АРК-3. 1937 г.

Летчик-испытатель А.В.Ершов в кабине АРК-3-2.

.

.

Источники информации:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Мир Авиации №1 за 1997 г. М.Маслов. Повесть о морском дальнем разведчике Че-2.