Гуров Михаил ДмитриевичГуров Михаил Дмитриевич (1909-1949).

Лётчик-испытатель, подполковник.

Родился 9 (22) декабря 1909 года в селе Псарёво, ныне Ступинского района Московской области.
В 1928 году окончил семилетнюю школу в Москве.
С июля 1928 года в Красной Армии.
В 1929 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС.
В 1930 году окончил Борисоглебскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС (Белорусский ВО, бомбардировочная авиация).
В 1931 году окончил курсы по вооружению при Оренбургской ВАШЛ. Был инструктором парашютного дела.
Весной 1936 года в Ржеве оборудовал Р-6 системой «Параван» собственной конструкции (устройства для защиты винтов и ножи для уничтожения аэростатов).
С июля 1937 года по январь 1948 года — на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС (1-й отдел, с 1941 года — 3-й отдел).
В июне 1938 года был уволен (за связь с «врагами народа»). Писал И.В.Сталину и К.Е.Ворошилову.
В сентябре 1938 года восстановлен в РККА по личному распоряжению наркома обороны. Провёл ряд испытательных работ на СБ и ДБ-3, принимал участие в испытаниях автожира А-7.
В первые же дни Великой Отечественной войны Михаил Дмитриевич Гуров оказался в действующей армии, участвовал в боях в качестве командира штурмового звена. Трижды награждался орденом Красной Звезды, а также медалями.
С января 1948 года — лётчик-испытатель ОКБ Н.И.Камова. В 1947 году Гуров летал «на общественных началах», а в 1948 году был зачислен в штат. Один из основателей ОКБ, близкий друг Николая Ильича. Поднял в небо и провёл испытания вертолётов Ка-8 (12.10.1947 г.), Ка-10 (30.08.1948 г.), Як-100 (5.02.1949 г.). Летал на 37 типах самолетов.
В 1948 году М.Д.Гуров впервые продемонстрировал Ка-8 на авиационном празднике в Тушине. Взлетно-посадочной площадкой была платформа грузовика.
Никто из зрителей не обратил внимания, что, когда Ка-8 приблизился к платформе и Гуров сбросил газ, двигатель стал глохнуть. Летчик, прошедший войну, сбивший несколько фашистских самолетов и носивший в себе 42 вражеских осколка, стал «молить бога», на глазах выступили слезы. Весь слившись с машиной, испытатель блестяще посадил вертолет.

Погиб 8 октября 1949 года при выполнении испытательного полёта на вертолёте Ка-10.

Он выполнял на Ка-10 № 2 один из последних пунктов программы летных испытаний — полет на продолжительность. Летал он на высоте 200 м над аэродромом «Измайлово». По-видимому, чтобы снизить расход топлива, полет производился на пониженных оборотах. А даже при номинальных оборотах винтов окружная скорость концов лопастей была 118,5 м/сек. При уменьшении оборотов на 5 % на отступающих лопастях происходил срыв потока. Вероятно, именно в такой срыв потока с лопастей и попал летчик в этом полете. Вертолет скабрировал, но Гуров перевел его в планирование. Потом машина скабрировала еще раз, лопасти сложились и она упала. Гуров умер по дороге в больницу.
Постепенно выстроилась цепочка загадочных летных происшествий, и вопрос о срыве потока с лопастей несущего винта все более стал приобретать характер не теоретического рассуждения, а жестокой реальности…

Жил в Москве. Похоронен в Москве, на Даниловском кладбище.

Награды:
-орден Боевого Красного Знамени;
-четыре ордена Красной Звезды;
-медали.

М.Д.Гуров перед полетом на Ка-8.

М.Д.Гуров перед полетом на Ка-8.

.

.
Список источников:
Энциклопедия испытателей (http://www.testpilot.ru).