Гризодубова Валентина Степановна.Гризодубова Валентина Степановна (1910-1993).

Лётчица, участница одного из рекордных перелётов, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза (02.11.1938 г.), Герой Социалистического Труда (06.01.1986 г.).

Валентина Гризодубова — дочь русского изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова. Родилась в Харькове 10 мая (27 апреля) 1909 года (эта подлинная дата рождения установлена сотрудниками музея Гризодубовых в Харькове, официальной же датой рождения считается 31 января (18 января) 1910 года).
Уже в 2,5 года Валентина поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полёт на планере в Коктебеле на слёте планеристов.
После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию.

4 ноября 1928 года, будучи студенткой ХТИ, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончила аэроклуб за три месяца. Для продолжения обучения летному мастерству в Харькове не было возможностей и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа.
В 1929 году поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов. Занималась планёрным спортом.
В 1930-1933 годах работала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт», затем — инструктором лётной школы около подмосковной деревни Тушино.
В 1934-1935 годах была лётчиком агитэскадрильи имени М.Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной.
В 1939 году назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.
В октябре 1937 года установила 5 мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах.
24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П.Д.Осипенко и M.M.Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37бис) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часа 29 минут покрыто расстояние в 6450 км).

В.С.Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с известным лётчиком М.М.Громовым она вступилась за С.П.Королёва, будущего создателя советской космической программы, во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29.
В 1941 году вступила в ВКП(б). Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942 год).

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101-м авиаполком Авиации дальнего действия (АДД).
На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.
В 1943 году присвоено звание полковника.
С 1946 года полковник В.С.Гризодубова — в запасе. После демобилизации из Советской Армии работала в Гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения, в настоящее время Концерн радиостроения «Вега») по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.
В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ), который она и возглавила. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года.

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Умерла 28 апреля 1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве (участок № 11).

Награды:
-Звание Героя Советского Союза (02.11.1938 г.) медаль «Золотая Звезда» № 104
-Звание Героя Социалистического Труда (06.01.1986 г.)
-Два Ордена Ленина (1938 г., 1986 г.)
-Два Ордена Отечественной войны 1-й степени (1945 г., 1985 г.)
-Орден Октябрьской Революции
-Орден Трудового Красного Знамени (1936 г.)
-Орден Красной Звезды (1937 г.)
Медали:
-Медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й степени
-Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
-Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
-Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
-Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
-Почётный гражданин города Пенза (1965 г.).

Память:

Россия
-В Москве на Кутузовском проспекте у входа в Московский научно-исследовательский институт приборостроения (дом 34, ныне Концерн радиостроения «Вега») 1 сентября 2000 года установлен памятник Гризодубовой работы скульпторов Салавата Щербакова и Федора Викулова.
-В московской школе № 918 действует Музей Гризодубовой (с 2001 года).
-Улицы Гризодубовой есть во Владивостоке, Георгиевске, Екатеринбурге, Жуковском, Заволжье, Кургане, Новоалтайске, Новосибирске, Омске, Павлове, Пензе, Смоленске, Ставрополе, Сузуне, Ростове-на-Дону. Её имя носит одна из улиц Хорошёвского района столицы (с 2004 года).
-В Москве на доме 44 по Ленинградскому проспекту, где она жила, установлена мемориальная доска.
-В Кургане установлена мемориальная доска по адресу ул. Гризодубовой, 2б.
-Имя Гризодубовой носит авиапредприятие ОАО «Летные испытания и производство» (ЛИИП), расположенное в Жуковском.
-Имя Валентины Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознаменному военно-транспортному авиационному полку, который дислоцировался в Смоленске, но в октябре 2009 года был расформирован, а боевое знамя и исторический формуляр переданы на авиационную базу в Оренбурге.
-В 2010 году в честь Гризодубовой была выпущена почтовая марка России.
-В сентябре 1973 года, когда отмечалось 35-летие беспосадочного перелёта на самолёте «Родина» по маршруту Москва — Дальний Восток, на севере Хабаровского края, у сопки Окоча, недалеко от реки Амгунь, установлен обелиск в честь экипажа — гранитное крыло, устремлённое в небо.

Украина
-Имя Гризодубовой носит Харьковский аэроклуб Общества содействия обороне Украины.
-Музей Гризодубовых расположен в Харькове в квартире на первом этаже трехэтажного дома, где они жили — ул. Мироносицкая, 54Б. При тушении пожара на чердаке дома в 2008 году помещение музея пострадало от воды, и на протяжении двух лет музей не функционировал. Тем не менее, это не помешало сотрудникам музея подготовить и провести в Харькове 22 мая 2009 года научную конференцию «Гризодубовский след в истории авиации», приуроченную к 125-летию со дня рождения С. В. Гризодубова и 100-летию со дня рождения В. С. Гризодубовой, а также издать сборник материалов этой конференции (вышел в 2010 году). В настоящее время помещение музея отремонтировано, готовится новая экспозиция.
-Улица Гризодубовой есть в Бахчисарае (Крым), Белая Церковь, Донецке,Кривом Роге, Луцке, Мелитополе, Первомайске, Снежное, Сумы, Черкассы.

Что происходит с памятью о знаменитой летчице на украине, после прихода к власти нацистов в 2014 году, неизвестно.

Казахстан
-Улица Гризодубовой есть в г. Алматы.

1.Маленькая Валентина в самолёте отца.

Маленькая Валентина в самолёте отца.

4.Валентина Гризодубова. 1930-е годы.

Валентина Гризодубова. 1930-е годы.

5.Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова

Экипаж самолета «Родина»: Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова.

6.За штурвалом самолёта Ли-2.

Валентина Степановна за штурвалом самолёта Ли-2.

7.Мировые рекорды Гризодубовой

.

.

Список источников:
Гризодубова, Валентина Степановна. Cайт «Герои Страны».
Материалы сборника «Героини. Выпуск 1». Политиздат, 1969 г.
А.С.Панин. Власть высоты.