Луганский Сергей Данилович (1918-1977).

Родился 1 октября 1918 года в городе Верном (в последствии город переименован в Алма-Ата), в семье крестьянина. Окончив неполную среднюю школу, работал садовником.
В 1936 году по путёвке комсомола был направлен в 3-ю военную авиационную школу лётчиков в городе Оренбурге.
В 1938 году закончил её, став одним из лучших выпускников. Затем получил назначение в город Псков, где располагалась 14-я авиационная бригада. Был рядовым пилотом, вскоре стал командиром звена.

Зимой 1939 — 1940 годов участвовал в Советско-финской войне. В составе 49-го ИАП совершил 59 боевых вылетов, сбил один самолет противника. Награждён орденом Красной Звезды.

С октября 1941 года лейтенант С.Д.Луганский в действующей армии.
По май 1942 года сражался в составе 271-го ИАП.
С июня 1942 года по март 1945 года — в 270-м ИАП (152-м Гвардейском ИАП).

К августу 1943 года командир эскадрильи 270-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная Знаменская авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт) капитан С.Д.Луганский совершил 221 боевой вылет, в воздушных боях сбил 18 самолётов лично и 1 в группе с товарищами.

2 сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Луганскому Сергею Даниловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1493).

Жители Алма-Аты собрали 180 тысяч рублей для покупки самолета своему земляку, ставшему Героем Советского Союза. Луганский долго выбирал себе машину на саратовском заводе, пока сам директор не указал ему на отдельно стоящий Як-1. Этот самолет в свое время был изготовлен с особым тщанием по распоряжению генерального конструктора А.С.Яковлева для проведения сравнительных боев с истребителями других типов. Естественно, что Луганскому машина понравилась. Ее борт был украшен надписью «Герою Советского Союза Сергею Луганскому от комсомольцев и молодежи г. Алма-Аты».

27 сентября 1943 года во время форсирования Днепра у села Мишурин Рог (Кировоградская область) войсками Степного фронта Сергей Луганский во главе эскадрильи прикрывал советские штурмовики. Его эскадрилья встретила у переправы группу Ju-88 и He-111 под прикрытием Me-109 и вступила в бой. Атака «юнкерсов» была отбита, однако к переправе прорвались «хейнкели». Луганский атаковал вражеский флагман и пропеллером снёс ему руль высоты, из-за чего тот потерял управление и рухнул на землю. Луганский смог благополучно приземлиться на повреждённом самолёте на своём аэродроме.

1 июля 1944 года, по личному указанию Командующего 1-м Украинским фронтом маршала И.С.Koнева, майор Луганский был награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 1981).

К концу войны совершил 390 боевых вылетов, сбил лично 37 и 6 в группе — вражеских самолётов.

После войны служил в войсках ПВО.
В 1949 году окончил Военно — Воздушную академию.
С 1964 года генерал-майор авиации С.Д.Луганский — в запасе. Генерал-майор авиации Луганский летал до 1963 года на разных типах реактивных истребителей — от МиГ-15 до МиГ-19.
Автор книг: «Hа глубоких виражах», «Hебо остается чистым». Двенадцать эпизодов из книги «На глубоких виражах» вошли в сценарий фильма «В бой идут одни «старики».

Умер 16 января 1977 года, похоронен в городе Алма-Ата. На родине установлен бронзовый бюст Героя.

Награды:
— две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (02.09.1943 г., 01.07.1944 г.);
— два ордена Ленина (02.09.1943 г., 01.07.1944 г.);
— два ордена Боевого Красного Знамени (28.02.1942 г., 22.07.1943 г.);
— орден Александра Невского (05.09.1944 г.);
— два ордена Красной Звезды (19.05.1940 г., 19.11.1951 г.);
— медали.

.

.

Список источников:
Cайт «Герои Страны». Кожедуб Иван Никитович.
М.Ю.Быков. Советские асы 1941-1945. Победы сталинских соколов.
Н.Г.Бодрихин. Советские асы. Очерки о советских летчиках.