Перелёт Алексей Дмитриевич.Перелёт Алексей Дмитриевич (1914-1953).

Лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (посмертно, 04.06.1954 г.), лауреат Ленинской премии (посмертно, 1957 г.), майор.

Родился 14 января 1914 года в селе Вороньки ныне Чернухинского района Полтавской области в семье крестьянина. Окончил 6 классов и школу ФЗУ Харьковского паровозоремонтного завода.
В 1937 г. окончил Балашовскую школу лётчиков гражданского воздушного флота, работал в ней лётчиком-инструктором.
В Красной Армии с 1939 г. Участник Великой Отечественной войны.
С 1943 г. по 1953 г. — лётчик-испытатель ОКБ А.Н.Туполева. Поднял в небо и провёл испытания самолётов: «62/1» и «62/2» (Ту-2Д), «67» , «63/1» и «63/2» («СДБ»), «63П» (Ту-1), «104», «68» (Ту-10), Ту-85/1, «77» (Ту-12), «89» (Ту-16), «82» (Ту-22), Ту-95/1. Участвовал в испытаниях Ту-2, «88/1» (опытный Ту-16) и других самолётов ОКБ. Участвовал в уникальных испытаниях Ту-2 в натурной трубе ЦАГИ Т-101.

Погиб 11 мая 1953 г. при испытаниях первого опытного самолёта Ту-95 («95/1») с двигателями 2ТВ-2Ф. Вот как об этом дне через сорок лет вспоминал старший военный представитель ВВС на заводе № 156 Гвардии инженер-подполковник С.Д.Агавельян:

«11 мая 1953 года проводился очередной, 17-й испытательный полёт, который закончился катастрофой. Самолёт с полной заправкой вылетел в район г. Ногинска. На аэродроме в этот день находился сам А.Н.Туполев. Всё шло нормально, с опытным самолётом поддерживалась постоянная радиосвязь и вдруг в динамиках раздался сдержанный и может быть, излишне спокойный голос А.Д.Перелёта: «Нахожусь в районе Ногинска. Пожар третьего двигателя. Освободите посадочную полосу. Буду садиться прямо с маршрута». Две-три минуты ожидания и снова голос Перелёта: «С пожаром справиться не удалось, он разрастается, горят мотогондолы, шасси. До вас осталось километров сорок». И затем, через какое-то время: «Двигатель оторвался. Горит крыло и гондола шасси. Дал команду экипажу покинуть самолет. Следите». И всё, только потрескивание и шумы в динамиках. Связь прервалась…»

Спаслись на парашютах: второй лётчик — В.П.Морунов, бортрадист — Н.Ф.Майоров, ведущий инженер — Н.В.Лашкевич, помощник ведущего инженера — А.М.Тер-Акопян, бортэлектрик — И.Е.Комиссаров, бортмеханик — Л.Е.Борзенков, инженер ЛИИ — К.И.Вайман. Ведущий инженер Н.В.Лашкевич, спускаясь на парашюте, видел, как отделился от самолёта горящий третий двигатель, винты четвёртого двигателя встали во флюгерное положение и самолёт, завалившись в крутую спираль, почти вертикально пошёл к земле.
Во взорвавшемся самолёте погибли: командир корабля — А.Д.Перелёт и бортинженер — А.Ф.Чернов, до последнего момента пытавшиеся спасти опытную машину. Штурман С.С.Кириченко покинул самолёт, но его вместе с парашютом накрыло ударной волной и пламенем от взрыва. Техник по виброиспытаниям из НИИСО — А.М.Большаков покинул самолёт, забыв в суматохе надеть парашют, на котором он сидел, но говорили, что он и не умел им пользоваться.

2.Чернов Анатолий Фёдорович

Бортинженер Чернов Анатолий Фёдорович.

3.С.С.Кириченко.

Штурман С.С.Кириченко.

Участник этого полёта бортрадист Н.Ф.Майоров рассказывал:

«…Вылетев утром, мы выполнили задание по замеру расходов топлива. На последнем режиме максимальной тяги двигателей, на высоте 7300 м возник пожар третьего двигателя. Я через верхний блистер наблюдал за поведением машины. Услышав сильный щелчок, увидел отверстие в передней верхней части капота третьего двигателя и небольшое пламя, бьющее из него. Я доложил командиру. Двигатель немедленно был выключен, винты зафлюгированы. Включили пожаротушение. Пожар продолжался, отвалились части самолета. Стало ясно, что нормально посадить самолёт не удастся. Снижаясь до высоты 5000 м, Перелёт отвел горящий самолёт от густонаселённого района к лесному массиву и приказал всем, кроме бортинженера Чернова, покинуть самолёт. Я всё ждал. Заглянув вниз, в кабину, я увидел спокойно сидящего командира. Я понял, что он намерен сажать самолёт аварийно. На высоте 3000 м я покинул самолёт и занялся снижением. Я спускался на парашюте и только увидел, как появился какой-то сильный пожар и возник столб дыма…»

На месте катастрофы один из солдат, откапывавший мотогондолу третьего двигателя, нашёл крупный обломок шестерни редуктора двигателя 2ТВ-2Ф. Его передали для исследований в ЦИАМ. Крупнейший специалист по прочности авиационных материалов Р.С.Кинасошвили определил по структуре излома шестерни, что разрушение носит явно усталостный характер, однако члены комиссии не соглашались с подобным заключением, так как шестерня в составе двигателя наработала всего лишь 10 часов. Двигателисты настаивали на том, что шестерня сломалась от удара и что причина катастрофы — разрушение моторамы. Над А.Н.Туполевым сгущались тучи… Но когда были подняты дела № 34 и № 35 ОТК ОКБ-276 (Н.Д.Кузнецова) оказалось, что на 30-м и 40-м часах работы двигателей 2ТВ-2Ф на стендовых испытаниях имели место разрушения шестерён редукторов с пожаром в испытательных боксах…

За освоение новой авиационной техники и проявленные при этом героизм и мужество лётчику-испытателю майору Перелёту 4 июня 1954 года присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. В 1957 году за вклад в создание самолёта Ту-95 присуждена Ленинская премия.

Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

1.А.Д.Перелет в кабине пикирующего бомбардировщика Пе-2.

А.Д.Перелет в кабине пикирующего бомбардировщика Пе-2.

.

.
Список источников:
Сайт «Герои Страны». Перелёт Алексей Дмитриевич.
Журнал «Авиация и Космонавтика» № 11 за 2000 г. В.Ригмант. Рождение Ту-95.