Фронтовой бомбардировщик Ту-82 (Ту-22 первый).

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1949 г.

В феврале 1948 года ОКБ А.Н.Туполева приступило к проектированию экспериментального самолета класса — фронтовой бомбардировщик со стреловидным крылом, двумя ТРД типа РД-45Ф или ВК-1 и рассчитанного на получение близких к звуковым скоростей полета (0,9-0,95М). Работа в ОКБ началась в инициативном порядке, тема получила шифр самолет Ту-82 («82»).

Первоначально проект представлял собой глубокую модернизацию «73-го» самолета. На «82-м», в отличие от «73-го», устанавливались стреловидные крыло и оперение. Силовая установка — два двигателя, уменьшался экипаж с четырех до трех человек, отказывались от верхней и нижней фюзеляжных пушечных установок. Их заменили одной кормовой.

Габаритные размеры и взлетная масса «82-го» получались значительно меньше, чем у «73-го». Одновременно аналогичная оптимизация конструкции под два двигателя ВК-1 была проведена по базовым проектам «73», «78», что привело к созданию серийного торпедоносца-бомбардировщика Ту-14Т («81Т») для авиации ВМФ. Первоначальный эскизный проект «82-го» ОКБ подготовило в марте 1948 года.

Работа ОКБ получила официальную поддержку, и самолет начали рассматривать не только как экспериментальную машину, но и как базу для создания околозвукового фронтового бомбардировщика. В июне 1948 года вышло постановление Совета Министров, узаконившее работы по «82-му» (Ту-22).
Предполагалось построить два опытных экземпляра. В июне 1948 года ОКБ подготовило новый эскизный проект, отличавшийся от первоначального изменениями в некоторых элементах конструкции планера, составом вооружения и оборудования. Опытный самолет с двигателями РД-45Ф начали строить в июле 1948 года. В феврале следующего года самолет закончили и передали на заводские испытания. В ходе постройки на опытном «82-м» установили четыре пары аэродинамических гребней на крыле.

В марте 1949 года экипаж летчика-испытателя А.Д.Перелета совершил первый полет на «82-м». Заводские испытания машины продолжались до июня 1949 года. В отчете по заводским летным испытаниям отмечалось, что самолет устойчив и доступен летчикам средней квалификации. На испытаниях зафиксировали максимальную скорость полета 931 км/ч на высоте 4000 м. Никаких особенных сюрпризов новое крыло не преподнесло, все оказалось значительно спокойней, чем при полетах первых истребителей со стреловидным крылом.
В ходе испытаний «82-го» произошел эпизод, который вошел в историю отечественного самолетостроения. Летом 1949 года шла подготовка к традиционному воздушному параду в Тушино, в котором предстояло участвовать и «82-му». Во время генеральной репетиции за несколько дней до парада самолет, пролетая на малой высоте над Москвой-рекой, попал в зону восходящих потоков различной интенсивности. Возникла, как ее потом окрестили, так называемая «циклическая болтанка», с соответствующими нерасчетными нагружениями конструкции самолета, приведшими к разрушению крепления левого двигателя к мотораме.
Перелет получил травму, ударившись лицом о приборную доску, но сумел выключить поврежденный двигатель и на одном двигателе долететь и посадить самолет на аэродром ЛИИ. Этот случай потребовал введения в нормы прочности нового понятия — «циклическая болтанка» — эффекта, возникающего при проходе самолетом на малой высоте сложного рельефа местности, например, поле — река — лес. После ряда испытаний, методику расчета самолетов на «циклическую болтанку» внедрили в практику самолетостроения.

ЛТХ:

Модификация: Ту-82
Размах крыльев, м: 17,81
Длина, м: 17,57
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 46,24
Масса, кг
-пустого самолета: 11226
-нормальная взлетная: 14919
-максимальная взлетная: 18339
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-45Ф
Тяга, кгс: 2 х 2270
Максимальная скорость, км/ч: 934
Крейсерская скорость, км/ч: 798
Дальность полета, км: 2395
Практический потолок, м: 11400
Экипаж, чел: 3.

1.Бомбардировщик Ту-82 (Ту-22 первый). 1

Бомбардировщик Ту-82 (Ту-22 первый).

2.Бомбардировщик Ту-82 (Ту-22 первый). 2а

Бомбардировщик Ту-82 (Ту-22 первый).

3.Бомбардировщик Ту-82 (Ту-22 первый). 2

Бомбардировщик Ту-82 (Ту-22 первый).

4.Бомбардировщик Ту-82 (Ту-22 первый). 3

Бомбардировщик Ту-82 (Ту-22 первый). Вид спереди.

5.Бомбардировщик Ту-82 (Ту-22 первый). 4

Бомбардировщик Ту-82 (Ту-22 первый).

6.Бомбардировщик Ту-82 (Ту-22 первый). 5

Бомбардировщик Ту-82 (Ту-22 первый). Вид сзади.

Ту-82

Бомбардировщик Ту-82 (Ту-22 первый).

7.Ту-82 (Ту-22). Рисунок.

Ту-82 (Ту-22 первый). Рисунок.

8.Самолет 82. Схема.

Самолет «82». Схема.

Самолет «82» (Ту-22). Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира.
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
ОАО «Туполев» : От АНТ-1 до Ту-334.
Крылья Родины. Владимир Ригмант. О предшественниках великого самолета. Как создавался Ту-16.
Роман Астахов. Русская Сила. Фронтовой бомбардировщик «82».
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.