Сапожников Григорий СтепановичСапожников Григорий Степанович (1894-1920).

Военный летчик-ас.

Григорий Сапожников родился в 1894 году в городе Бугульма. Семья переехала в Оренбург, где Григорий закончил Оренбургское реальное училище. С началом Первой Мировой войны Григорий добровольцем записался в армию. Учился на курсах воздухоплавания для студентов технических отделений и офицеров в Петроградском политехническом институте, в 1915-1916 годах учился в Севастопольской лётной школе.

После окончания Севастопольской лётной школы был зачислен лётчиком в 9-й истребительный авиаотряд и в конце 1916 года направлен в действующую армию. Вскоре молодой пилот одержал свою первую победу — сбил над Язловцем вражеский самолёт. За этот бой Сапожникова наградили солдатским Георгиевским крестом. Летом 1917 года он уничтожил вторую германскую машину. Всего за 1917 года Сапожников добился 3-х побед, 2-е из которых попали в недельные сводки Румынского фронта ( то есть были официально подтверждены ). Войну закончил в чине прапорщика.

С началом Гражданской войны, после некоторых колебаний, Сапожников добровольно вступил в РККА. Весной 1918 года под Казанью в составе 1-й Советской боевой группы (впоследствии переименована в 1-й истребительный дивизион, с октября 1918 года) участвовал в боях с войсками Народной армии и бело-чехами, ежедневно вылетая на разведку и штурмовку белогвардейских позиций. После того, как 16 августа один лётчик, бывший офицер старой императорской армии, перелетел на сторону врага, ко всем остальным бывшим офицерам-лётчикам возникло недоверие. Сапожникову пришлось оправдываться. Сапожников был допущен до полётов, но на следующий день не вернулся из боя. В свете предшествовавших событий лётчика заподозрили в предательстве, но оказалось, что его «Ньюпор» был подбит огнем белогвардейцев. Григорий сумел приземлиться на нейтральной полосе, а затем при помощи пехотинцев оттащить машину на свою территорию. При этом противник пытался помешать эвакуации самолёта сильным огнём, и несколько красноармейцев погибли. Подбитый самолёт впоследствии удалось восстановить.

По воспоминаниям современников, Сапожников отличался высоким мастерством и безудержной смелостью, которая порой граничила с безрассудством. Пр этом он частенько был не в ладах с дисциплиной и отнюдь не считал себя убеждённым коммунистом. В результате Григорий не сделал карьеры в советской авиации. С начала 1919 года он служил уже рядовым красвоенлётом в 1-м истребительном авиаотряде Юго-Западного фронта, сражаясь в самых «горячих точках»: против наступавших армий Деникина и Мамонтова. Затем были тяжёлые, но успешные бои на Западном фронте, а с августа 1920 года в составе звена асов Григорий воевал с врангелевцами.

Наиболее яркой страницей в боевой биографии Сапожникова стала польская компания 1920 года. В мае 1-й авиаотряд перебросили на Западный фронт, где красным пилотам пришлось сражаться с элитарной американской эскадрильей имени Костюшко и 12-м Великопольским дивизионом. Там, в течение 3-х недель, Сапожников одержал ряд воздушных побед, принесших ему широкую известность и престижный орден Красного Знамени.

В августе 1-й авиаотряд перевели на Южный фронт (против Врангеля). Особенно жаркие бои разгорелись в середине августа над Каховкой. Сапожников и еще два лучших пилота (Кожевников и Мельников) составили отдельное т.н. «звено асов», которому поручили перехват и уничтожение вражеских самолетов-разведчиков. В то время он летал на новейшем английском истребителе «Сопвич-Снайп» (Sopwith 7F.1 «Snipe»), захваченном у интервентов. Там же Сапожников освоил новый вид боевого применения истребителей — штурмовые действия в тесном контакте с кавалерией (об этом пишет в журнале «Вестник Воздушного Флота» его боевой товарищ Е.И.Гвайта).

Г.С.Сапожников у своего истребителя.

Краснвоенлет Г.С.Сапожников у своего истребителя Sopwith 7F.1 «Snipe».

Истребитель Sopwith 7F.1 «Snipe» Г.С.Сапожникова.

Утром 8 сентября Григорий с плохим самочуствием после бурно проведённой ночи, вопреки приказу командира, вылетел в бой. Не успев набрать высоту, он заложил крутой вираж. Самолёт «чиркнул» крылом по земле и разлетелся вдребезги. Гибель пилота была мгновенной… (по другим источникам Сапожников погиб 6 сентября, во время показательного полёта над аэродромом города Александровска, из-за отказа износившегося двигателя). О похоронах Сапожникова лётчик А.К.Туманский вспоминал:

«Мы хоронили Георгия Сапожникова через день на городском кладбище. Собралось огромное количество народа. Здесь были и военные, и большинство жителей Александровска. Когда гроб с телом Сапожникова стали опускать в могилу, военный оркестр вдруг тихо-тихо заиграл… старинный вальс «Берёзку». Все присутствовавшие сперва встрепенулись и стали с недоумением переглядываться, но потом, очевидно, поняли… Мы услышали то тут, то там сперва тихие, затем все нарастающие всхлипы женщин, переходящие в рыдания. Многие мужчины, и мы в там числе, полезли за платками…»

К моменту гибели на счету Григория Сапожникова достоверно числятся семь сбитых самолётов противника, из них три на фронтах Первой Мировой войны, и один аэростат.

Награды:
— Георгиевский крест;
— Орден Боевого Красного Знамени.

.

.

Список источников:
В.К.Бабич. Воздушный бой. Зарождение и развитие.
А.К.Туманский. Полет сквозь годы.
Сайт «Уголок неба». 2009 г. страница: «Сапожников Григорий Степанович».