Юмашев Борис ИвановичЮмашев Борис Иванович (1932-2002).

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (28.08.1974 г.), капитан.

Родился 29 февраля 1932 года в Москве.
Свой первый ознакомительный полет Борис Иванович Юмашев выполнил на самолете По-2, будучи учеником Первой специальной школы ВВС, в 1949 году с известным летчиком, Героем Советского Союза А.П.Маресьевым. После школы вместе с братом Юрием с отличием окончил Энгельское авиационное училище летчиков им.М.Расковой (1954 г.) и был направлен в Ленинградский военный округ.
С 1954 года по 1957 год служил старшим летчиком, командиром звена в 1103-м БАП ЛенВО.
В 1957 году вступил в ряды КПСС.
В том же году, в звании капитана авиации Борис Юмашев с братом был отозван в школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института им. М.М.Громова, которую окончил в 1959 году с отличием, и был направлен в ОКБ генерального конструктора В.М.Мясищева.
В 1959 году на самолете 201 «М» генерального конструктора Мясищева установил 5 мировых и всесоюзных рекордов: вес 55220 кг был поднят на высоту 13121 м. Этим полетом были побиты все мировые рекорды, установленные американскими летчиками, а Б.И.Юмашев был награжден Золотой медалью рекордсмена.
В 1961 году Б.И.Юмашев поступил в Московский авиационный институт им.С.Орджоникидзе, окончил который в 1966 году, получив специальность инженера-механика.
С 1961 года по 1991 год Б.И.Юмашев работал летчиком-испытателем в Летно-исследовательском институте им. М.М.Громова в должности летчика-испытателя 1-го класса, позднее — заместителя начальника комплекса по летным испытаниям.
В 1965 году Борис Иванович написал письмо академику С.П.Королеву с просьбой о зачислении его в группу космонавтов. С.П.Королев дал команду о зачислении, и Б.И.Юмашев приступил к подготовке. После смерти академика обстановка изменилась: гарантии полета в космос новому члену отряду космонавтов не дали, и Б.И.Юмашев продолжил работу летчиком-испытателем.

В Летно-исследовательском институте им.М.М.Громова Борису Ивановичу довелось работать с известными летчиками-испытателями, Героями Советского Союза С.Н.Анохиным, Амет-Ханом-Султаном, Г.М.Шияновым, А.А.Щербаковым, В.П.Васиным, В.А.Комаровым, которые научили Бориса Ивановича принимать при испытаниях грамотные решения и хладнокровно действовать в экстремальных условиях. А таких ситуаций было очень много. Так, в 1965 году при испытаниях нового истребителя-перехватчика с опытным двигателем на высоте 21 тыс. м остановился двигатель, который Борису Ивановичу удалось запустить на высоте 18 тыс. м. На 16 тыс. м. двигатель снова остановился и при попытках его запуска не запустился. Летчик приступил к расчету на посадку с остановленным двигателем, но на высоте 1 тыс. м с земли поступил приказ катапультироваться. Б.И.Юмашев принял решение спасти самолет и сумел благополучно посадить его на своем аэродроме.

С августа 1960 года по декабрь 1991 года — на лётно-испытательной работе в ЛИИ.

Провёл много испытательных работ на самолётах-истребителях: по испытаниям и доводке двигателей на Су-7, Су-9, Су-11, лётные исследования устойчивости и управляемости на Су-7ЛЛ с изменяемыми характеристиками систем управления, а также ряд работ по испытанию самолётного оборудования на Ан-12, Ил-18, Ту-16, Ту-104 по тематике института.

В ОКБ им. Ильюшина провел полный цикл сертификационных испытаний первого широкофюзеляжного самолета Ил-86, после чего лайнер вышел на трассы гражданского воздушного флота и летает до сих пор.

За время работы Б.И.Юмашев летал, испытывал и освоил 126 типов самолетов, в том числе самолетов-истребителей, истребителей-перехватчиков, бомбардировщиков, пассажирских и транспортных самолетов, их модификаций, а также вертолетов. Провел комплекс сложных исследовательских работ и летных испытаний новой авиационной техники на предельных режимах полета: определению границ устойчивой работы воздухозаборников и двигателей, связанных с помпажными срывами и самовыключением двигателя в полете; снятие аэродинамических характеристик самолетов на максимальных скоростях и числа М с набором динамического и статического потолков; испытания систем автоматического захода на посадку современных сверхзвуковых истребителей и др.

В 1974 году за многолетнюю творческую работу в области исследований и испытаний новой авиационной техники Президиум Верховного Совета СССР присвоил Б.И.Юмашеву и его брату Юрию почетное звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». За достигнутые успехи в области испытаний новой авиационной техники в 1977 году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В декабре 1982 года руководством ЛИИ и Министерства авиационной промышленности Борис Иванович был представлен к званию Герой Советского Союза, но из-за гибели экипажа самолета Ту-134, командиром которого был единственный оставшийся в живых Хатковский (муж С.Е.Савицкой), документы на присвоение звания не были отправлены в ЦК КПСС, так как Б.И.Юмашев в то время являлся заместителем начальника комплекса по летным испытаниям.

Покинув ЛИИ им.М.М.Громова Б.И.Юмашев с 1991 года по 1997 год работал пилотом в Авиакомпании «Добролет», выполняя полеты на самолете Ил-76 миссии ООН и Международного Красного Креста по оказанию срочной гуманитарной помощи в страны, терпящие бедствия и районы военных действий. С 1997 года по настоящее время он является инспектором по авиационной безопасности полетов, а также помощником депутата Государственной Думы ФС РФ.

Жил в Москве. Умер 26 июля 2002 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

.

.

Источник:
В.П.Васин, А.А.Симонов. Испытатели ЛИИ.