Зеленко Екатерина Ивановна (1916-1941).
Екатерина Ивановна Зеленко — единственная женщина, применившая воздушный таран. Он был произведен 12 сентября 1941 года близ села Анастасьевка, Роменского района, Сумской области на легком бомбардировщике Су-2.
К воздушному тарану, или к тарану совершенному в воздухе, относятся по разному. Некоторые считают, что это неумение по-полной использовать бортовое оружие, другие считают таран мерой отчаяния, третьи — желание любой ценой выполнить поставленную задачу.
Как бы то ни было, таран это поступок очень смелых и целеустремленных и отважных людей. Для пилота самолет не только возможность находится в воздухе, в небе. Во время войны это твое боевое оружие, которое надо беречь, ведь от него зависит твоя жизнь. И пойти сознательно на уничтожение врага таким крайним методом как повреждение своего оружия, поступок, требующий не только точного и мгновенного расчета, но и психологической подготовки, смелости. Тем более если речь идет о самолете, от исправности которого зависит твое здоровье и твоя жизнь.
Несмотря на то, что с момента окончания Великой Отечественной войны прошло уже практически 72 года, не все еще достаточно хорошо известно о некоторых эпизодах этой страшной войны. Конечно, я не беру в расчет историков, архивариусов и прочих людей, которые по долгу своей работы должны знать больше чем простой человек, даже интересующийся историей. И если про воздушные тараны совершенные пилотами мужчина достаточно много писали и пишут, то про таран совершенный 24-х летней летчицей Екатериной Зеленко, знают немногие.
Екатерина Ивановна Зеленко, родилась в 14 сентября 1916 года в селе Корощино Олевского района Житомирской области. Дата гибели: 12 сентября 1941 года. Место последнего боя: село Анастасьевка, Роменский район, Сумской области (УССР).
Судьба молодых людей 20-30 годов в Светском Союзе была во многом похожа. Призывы «Комсомолец на самолет!», «Даешь Воздушный Флот!», романтика первых рекордов и дальних перелетов, первые Герои Советского Союза, никого не оставляли равнодушными. Тысячи, сотни тысяч юношей и девушек осваивали небо, на планерах на самолетах. И если у мужчин дальнейшая судьба была определена вполне четко и ясно, девушкам было много сложнее.
Екатерина Зеленко у самолета У-2.
По окончании обычной семилетки, Катя поехала поступать в воронежский авиационный техникум, здесь же, в Воронеже поступила в аэроклуб. Небо оказалось сильнее чертежной доски. Здесь, в воронежском аэроклубе, Екатерина познакомилась с Ниной Русаковой (впоследствии ставшей единственной женщиной заслуженным летчиком-испытателем!).
Утренние полеты, изучение теории и матчасти, учеба в техникуме и снова полеты – они успевали все и везде. Курсантка Екатерина Зеленко одной из первых в своей группе вылетела самостоятельно.
В 1933 году, в аэроклуб приехала комиссия летчиков-инструкторов Оренбургского военного училища летчиков. Из шести девушек курсанток отобрали только двоих: Катю Зеленко и Нину Русакову. Обучение в училищах летчиков происходило по индивидуальным программам. Это означало, что выпуск курсанта и присвоение ему звания происходило тогда, когда его инструктор считал подготовку оконченной. Екатерина окончила курс обучения за 11 месяцев. Уже в декабре 1934 года, 18-и летняя девушка получила звание военного летчика и поехала к месту службы – в Харьковскую авиабригаду.
Ночные, дневные и полеты в сложных метеоусловиях. Первое место по огневой подготовке. Освоение шести типов машин. Получение звания «старший лейтенант» и назначение командиром звена. О такой карьере военного летчика мог мечтать каждый в то время, и не только девушки, но и многие молодые люди.
С самого начала советско-финской войны Екатерина забрасывает руководство ВВС рапортами об отправке на фронт. По всей вероятности (женщин не привлекали тогда к военным действиям из политических соображений) по ошибке, ее рапорт был подписан. В личном деле было указан послужной список (весьма впечатляющий), налет в различных условиях и значилось: ст. лейтенант Е.И. Зеленко. Никому и в голову не могло прийти, что это 20-и летняя девушка. Так Катя Зеленко стала единственной девушкой летчицей не только в 11-м легкобомбардировочном полку, но и на всем Карельском перешейке. Ее самолет Р-Z всегда был одним из первых при всех боевых заданиях. Орден Боевого Красного Знамени она получала в Кремле, из рук Калинина.
С началом Великой Отечественной войны Екатерина Зеленко снова на фронте. Была заместителем командира 5-й эскадрильи 135-го ЛБАП (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго-Западный фронт). До 12 сентября 1942 года, в составе 135 ЛБАП, Екатерина провела 12 воздушных боев в 40 боевых вылетах. Она была одной из лучших на (новых тогда) легких бомбардировщиках Су-2. Была летчиком-инструктором и затем инспектором по пилотированию.
12 сентября, в паре с экипажем Лебедева, Зеленко вылетела на бомбардировку механизированной колонны. Прошло уже 45 минут (обычное полетное время для Су-2), а о вылетевшей паре не было никаких известий. Из звонка ведомого пары капитана Лебедева, которому удалось добраться до аэродрома Лебедин Сумской области, стало известно что пара Су-2 приняла бой с семеркой «Bf-109». В бою и в низкой облачности пара потерялась. Экипаж Лебедева израсходовав боеприпасы вышел из боя. Из рассказа штурмана Зеленко выяснилось что после того как был сбит один из самолетов противник, Су-2 Зеленко получил серьезные повреждения. Штурману удалось выпрыгнуть по приказу командира.
Позднее, очевидцы этого боя рассказали о последних минутах жизни Екатерины Зеленко. В 1943 году, когда Сумская область была освобождена от фашистов, в областной военкомат пришла учительница Анастасия Пантелеймоновна Марченко и принесла комсомольский билет с пятнами крови. Вот что рассказала она:
«Это билет лётчицы, таранившей фашистский самолёт. Мы, жители села Анастасьевка, в тот день, 12 сентября 1941 года, спешили убрать урожай в поле и спрятать. Ждали, что вот-вот появятся немцы. Над нами разыгрался бой: 7 фашистских самолётов окружили один советский. Он отстреливался, и один вражеский самолёт загорелся и понёсся к земле. Потом советский самолёт ринулся на фашистский с налёту, и оба рухнули наземь. Фашистский — на лес, а наш — на край поля.»
Екатерина Ивановна Зеленко — единственная женщина, применившая воздушный таран. На месте её гибели установлен обелиск. В Берестовке, где находился аэродром, и откуда она ушла в свой последний боевой вылет, установлен памятник. В Курске улица Весёлая называется теперь её именем.
В 1971 году на месте гибели Е.И.Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки «Ме-109» со следами таранного удара.
Звание «Героя Советского Союза» Екатерина Ивановна Зеленко получила 5 мая 1990 года (посмертно).
Валерий Смирнов.